Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодАреста 1887 Дела oal.13 =>
oal.13 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Служение
      Москва 
      Должность православный издатель, член религиозно-философского общества, почетный член МДА, организатор христианского кружка 
      Год начала 1902 
      Михаил Новоселов участвовал в Религиозно-философских собраниях 1901–1903 годов.
      Являлся автором статей на церковные темы, публиковался в "Миссионерском обозрении"
      и "Церковных ведомостях".
      В 1902г. он опубликовал брошюру "Забытый путь опытного Богопознания".
      Этим выпуском началось издание М.А.Новоселовым "Религиозно-философской библиотеки"
      (РФБ), в которой публиковались многие известные российские православные мыслители
      (многие из книг серии были написаны самим Новоселовым или при его участии).
      Главной целью РФБ было привлечь внимание к великим духовным сокровищам,
      добытым святыми отцами и подвижниками, обращаясь к истокам христианства и
      выводя читателя на просторы духовного познания через Благодать Божию.
      В 1905г. М.А.Новоселов выступал противником планов поспешного избрания
      Патриарха, сторонником проведения собора Русской Православной Церкви,
      а для его подготовки — образования Соборного подготовительного Совещания
      из нескольких епископов, представителей духовенства и мирян.
      В 1905–1918 годах он участвовал в работе Московского религиозно-философского
      общества памяти Владимира Соловьева.
      В 1907г. организовал в Москве строго православный
      "Кружок ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви".
      В состав кружка входили его ближайшие друзья — священники Павел Флоренский
      и Иосиф Фудель, а также Ф.Д.Самарин, В.А.Кожевников, С.Н.Булгаков,
      П.Б. и С.Б.Мансуровы, Н.Д.Кузнецов, Ф.К.Андреев.
      По словам В.В.Розанова,
          
      "Суть связи этого кружка — личная и нравственная; высшее его качество —
           не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше.
           Но взамен этого — чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью,
           или — почти общею.
           Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними,
           Михаила Александровича Новоселова, "авва Михаил". И хотя некоторые из них
           неизмеримо превосходят почтенного и милого М.А.Новоселова ученостью
           и вообще "умными качествами", но, тем не менее, чтут его, "яко отца",
           за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только
           выслушивают его, но и почти слушаются его".

      Кружок обычно собирался по четвергам ("новоселовские четверги") на квартире
      Михаила Александровича, который жил вместе с матерью напротив храма Христа Спасителя.
      Двери его квартиры были открыты для всех, здесь можно было
      встретить всю Россию — от странника-мужика и студента-богоискателя до
      знаменитого литератора или профессора Московского университета.
      Здесь кипела и ладилась работа при небольшом числе помощников.
      Главное, что отличало этот кружок — его строго церковное направление. Он
      пользовался покровительством ректора МДА еп.Феодора (Поздеевского) и
      духовно окормлялся старцами Зосимовой пустыни.
      Основной идеей кружка была мысль, что изменить жизнь к
      лучшему можно только на основе внутреннего изменения человека, которого
      можно достигнуть на основе совместного соборного изучения Св.Писания и Св.Предания.
      Люди стремились к интимному духовному общению, чтобы реализовать идею
      соборного богопознания. Михаила Александровича почитали за ясный и добрый характер,
      за чистоту души и намерений. По воспоминаниям члена кружка К.С.Родионова:
         "Это было чисто православное общество, а М.А.Новоселов был идейным
          руководителем Православия в Москве".

      Михаил Александрович снискал себе не только всеобщее уважение, но и любовь.
      За аскетическую жизнь, проводимую в мирской обстановке, за светлый характер
      его называли в Москве "белым старцем".
      В.В.Розанов подарил М.А.Новоселову свою книгу "Опавшие листья" с дарственной
      надписью: "Дорогому Михаилу Александровичу Новоселову, собирающему травы на ниве
      церковной и преобразующему их в корм для нашей интеллигенции. С уважением, памятью
      и любовью В.Розанов".

      М.А.Новоселов резко негативно относился к деятельности Григория Распутина,
      выпустил в своем издательстве брошюру
      "Григорий Распутин и мистическое распутство" (М., 1912), которая была
      запрещена и конфискована в типографии. Газета "Голос Москвы" была оштрафована
      за публикацию выдержек из нее.
      В 1912г. он был избран почетным членом Московской Духовной Академии
      за свою деятельность в области духовного просвещения и христианской апологетики.
      Являлся членом Училищного совета при Святейшем Синоде.
      Автор работ в защиту имяславия — учения об имени Божием.
      После 1916г. он занял профессорскую кафедру классической филологии
      в Московском Университете
       
[4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ