Служение
Северо-Кавказский край, Черноморский округ (Краснодарский край, Туапсинский (Сочинский р.)
епископ
Год начала 1926
Год окончания 1926
День окончания 12
Месяц окончания 12
Из доносов:
"...С 1922г. урочища Канаш-Тапе, Гишло, Шуюк (Черноморье) представляли собой
притон всего подозрительного бродячего элемента, который агитировал против
мероприятий Советской власти. С конца 1927г. наблюдается сильное передвижение
по этой тропе подозрительного бродячего элемента, внешним видом похожего
на монахов... Используя природные условия Черноморья, под видом монашеских
общежитий (скитов) они скоплялись и оседали в глубоких горных ущельях".
В 1926г. епископ Варлаам нелегально прибыл на Северный Кавказ, намереваясь
обосноваться с общиной единомышленников в районе урочища Заповедное в
Туапсинском районе, для чего было куплено усадебное место в 12 верстах от Туапсе.
Вскоре туда прибыли его соратники, в том числе иеромонах Иустин (Смирнов), а также
иеромонах Иннокентий (Каюдин).
Выбрали глухое, из-за отсутствия дорог мало посещаемое место в чаще леса
и с помощью монахов организовали подземные убежища для жилья и секретных
совещаний, различные тайники, где прятались документы.
Позже была вырыта подземная церковь, в которой проводились тайные богослужения,
исповеди, посвящения и пострижения.
Епископ Варлаам поселился с охраной и преданным ему монашеством в урочище
Заповедное.
Сразу же по прибытии он через своих посланников уведомил сочинских
пустынножителей о своем местонахождении и предложил принять его руководство.
Главы скитов выразили свое согласие после личного свидания с ним.
С этого момента к епископу Варлааму начали отовсюду приезжать священнослужители
и верующие. По показаниям секретаря епископа Варлаама, Владыку посещал ряд лиц,
приезжающих с Украины и других мест. Некоторые приезжали для рукоположения в
сан, другие искать укрытия от властей, но большинство приезжало за советом и
информацией, причем много рассказывали о голоде, о жестокости и преследованиях
со стороны властей, о недовольстве народа и назревающем свержении Советской власти".
Из показаний "свидетелей":
"Из урочища в города и села района епископ периодически посылал на
продолжительное время своих иеромонахов для проповедей и вербовки в
организацию. Эти "ходоки-пропагандисты" распространяли обращения и воззвания
"ИПЦ" среди крестьянства и казачества как на Северном Кавказе, так и за его
пределами, агитируя против коллективизации и призывая к борьбе с Соввластью
и восстановлению в стране монархического строя"