[back][up level][first][previous]
    Служение
      Алтайский край, г.Алейск 
      иеромонах 
      Год начала 1943 
      Из рассказа о.Пимена:
         
      "Конвоиры доставили меня домой, в Алейск, в отцовский дом, — прямо по адресу.
          Перешагнули через порог — папочка дома был, мамочки не было. Как папочка
          увидал меня — так упал на колени:
               "Ой!!! Миша приехал!"
          Мама пришла вскоре. Наплакались. А потом покормили, чем было, милиционеров.
          Хорошо, говорят, что меня привезли. А я упал — не знаю, сколько и спал.
          А проснулся — голова болит, и болит, и болит. Стану молиться — мне легче.
          Сяду молиться — мне легче. Взялся читать Псалтирь. Читал, читал — и упал,
          не знаю, сколько я спал. Когда упал — меня не стали трогать. Так и стал
          читать до тех пор, пока не упаду и не засну. Очнусь — начинаю снова.
          Только молитва мне и помогала.
          А потом соседка приносит газету:
              "Батюшка, смотри-ка, приказ Сталина — надеть погоны, открыть церкви... ".
          Это был 1943 год. Что-то изменилось в стране, если случилось такое.
          Прочитали, поплакали, порадовались, сели, чайку попили, молча посидели.
          Потом ушла соседка. Через два часа приезжает председатель Алейского исполкома,
          а с ним два дедули:
                "Здравствуйте, батюшка, вот газета вышла. Приказ — открыть церкви!
                 Мы церковь уже освободили, зерно убрали, почистили, помыли все.
                 Люди стоят- ждут. Приехали за Вами. Как ваше здоровье? Вы сможете
                 служить?"
          А я на них смотрю, молчу, не знаю, как отвечать. Какое мое здоровье?
          Только что сижу, только что едва хожу... Сильно голова болит, менингит —
          это ужасная болезнь. Они меня второй, третий раз спрашивают:

              — Батюшка, ну что Вы не отвечаете? Сможете служить? Поедемте!
          А я молчу — не знаю, как отвечать. Они снова начали:

              — Батюшка, вот смотрите — церкви открыли — а ведь ни одного священника
                нет, всех порасстреляли, только Вы один остались.
          Я подумал-подумал, поднимаю палец, на восток показываю и говорю:

              — А туда обратно вы не увезете меня?

              — Нет-нет, это уже все прошло!....

              — Ладно, давайте одежду!
          Одели меня, посадили на телегу, привезли к той самой церкви, из которой брали.
          Как я глянул — упал на колени, слезы потекли ручьем. Не мог своими ногами идти...
          На коленях полз я до алтаря, и все плакал. Люди встали на колени — и тоже
          плакали. У меня дома был подрясник, крест — надел все. Заполз кое-как в алтарь,
          старички со мною зашли. Престол был закрыт клеенками, простынями. Раскрыли —
          на престоле крестик маленький лежит и Евангелие. Слава Богу, хоть Евангелие
          сохранилось. Принесли свечи — зажгли. Пришел псаломщик:
              "Давай, батюшка, возглас!"
          Поставили меня на ноги. А я не могу стоять — плачу. Слезы сдавили горло.
          Два старичка меня подняли — один справа, другой слева, помогли поднять руки.
          Я только сказал:
              "Благословен Бог!"
          И упал. Не мог стоять на ногах. Залился слезами. Люди снова заплакали.
          Снова подняли меня. Я тогда набрался силы, только сказал:
              "Благословен Бог наш и ныне и присно и во веки веков!" — и упал опять.
          Они тогда сами сказали:
              "Аминь!" — и пошла служба.
          Просфоры постряпали — принесли, чашу принесли, кагор — все у людей нашлось.
          Трое суток я не выходил из церкви — трое суток молился. Не кушал, не пил,
          даже на улочку не ходил по естеству. Голова упадет — задремлю ненадолго,
          проснусь — и опять служба. Ночью и днем. Люди не хотели уходить из церкви —
          так наскучались по службе. Настолько были рады, настолько хотели молиться!
          Одни уходят — другие приходят:
              "Батюшка, нам бы покреститься, исповедаться..."
          На четвертые сутки совсем без сил я вышел в церковный двор. Мне говорят:
              "Батюшка, вам сторожку истопили, вычистили, вымыли. Пойдем туда!"
          Я упал и спал — не знаю сколько. Две недели прошло, я думаю: "Надо бы домой
          за бельем съездить". Я только за ворота вышел, только перекрестился —
          у меня голова закружилась. Упал я — и не помню, как упал. И слышу, как
          в душе у меня слова звучат:
               "Молись! Пошли человека — белье принесут. Молись!"
          И я очнулся. Боже! Бог повелевает молиться! Даже упал — и то молись. Вернули
          меня в сторожку. Потом белье принесли, вымылся я горячей водичкой.
          И — слава Богу! И стал молиться.
          Вот с этого момента Господь даровал мне прозорливость. Вижу каждого человека —
          каков он. Мысли вижу людей. Будущее знаю каждого человека. Страшно говорить
          даже об этом. Никому до того не рассказывал. Тебе же, Валентин
          [прот.Валентину Бирюкову, посетившего о.Пимена в 1965г.], говорю, как сыну:
          это не мое, это Господь даровал такую крепость силы...
          Заранее открыто было мне, что Никита Сергеевич Хрущев закроет нашу церковь.
          Я сказал тем самым двум старичкам, которые привели меня в церковь в 1943 году:
              "Завтра мы служим последнюю службу. После службы к нам придут церковь
               закрывать по приказу Хрущева".
          Так все и случилось. Убрали мы все святыни, книги. Выходим из алтаря.
          Смотрим — стоят четыре человека. Два милиционера и двое из исполкома. У них
          уже замки свои, пломбы свои.
          Я говорю моим старичкам:
              "Идите со мной рядом. Сейчас к нам подойдут и назовут меня по имени-отчеству...
          Идут эти люди к нам навстречу:
              "Вот Михаил... — называют меня по имени-отчеству, — по приказу Хрущева
               ваша церковь закрывается".
          Я только сказал им:
             "Не наша воля, а ваша воля. Пока... "
          Они свои два замка повесили — на обе двери, а также две пломбы..."

      Из рассказа о.Пимена:
         "Был у меня антиминс, и стал я совершать службу дома, по ночам, в спаленке,
          где помещалось человек пять. Стали помогать мне монахиня, матушка Мария Яковлевна
          и несколько старушек. Все делалось втайне, на службу приходили только доверенные
          люди. Ну, и у кого какая нужда — требы тоже исполнял помаленьку... "

      Однажды к о.Пимену пришли милиционеры с целью арестовать его, но это не вышло.
      Из рассказа о.Пимена:
         "Приближалась Пасха, готовились совершать ночную службу. Но языки довели —
          милиция об этом узнала. Ну, и я, по милости Божией, знал, что в эту Пасху,
          в 5 часов утра, придут пять милиционеров, чтобы захватить нас — за то, что
          мы совершаем службу. Служили мы, завешивая окна одеялами, чтобы свет не
          просвечивался, — и на улице, и у соседей, и возле дома много глаз. Службу
          закончили пораньше: уже в 3 часа ночи все ушли. Открыли двери, освежили комнату,
          чтоб в воздухе не чувствовался запах ладана. Все прибрали — чтобы признака
          не было, что здесь проходила служба. Я стою, молюсь, канон читаю Пасхальный.
          В епитрахили, с крестом. Свечи горят, сени открыты, двери открыты, калитка
          открыта. В пятом часу в дверь стучатся. Матушка Мария Яковлевна приглашает:
             "Заходите!"
          Заходят пятеро милиционеров. А я приготовил в прихожей 6 стульев: 5 в ряд и
          один напротив. Они входят, как в фуражках пришли, так и стоят. Я знаю, что
          они благословения брать не будут. Подхожу — каждому ручку подаю:
             "Ну, здравствуй, Иван Петрович, здравствуй, Григорий Васильевич!..."
          Каждого называю по имени-отчеству. Один снимает фуражку и говорит:
             "Я таких людей еще не видел. Не знает нас, а по имени-отчеству назвал...."
          А я им отвечаю:
             "Садитесь, милые сынки, вы пришли меня поймать, да сами попались!"
          Они думают: как попались? Что это, засада какая-то? Оглядываются кругом — нет,
          никого нет, никакой помехи. Тогда я говорю им:
             "Мы живем в мире, где царствует грех. А грехи такие бывают...
          И начал. Рассказа одному все его грехи — "от" и "до". Другому, третьему. Они:
             "Батюшка! Так это Вы про меня говорите!"
          И другой, и третий так же. А я то же — четвертому, и пятому. Тогда они обомлели:
             "Батюшка! Учи нас! Мы ничего не понимаем. Только не говори никому про это!"
          Отвечаю:

            — Вы сами не скажите. Я-то не скажу...

            — Нет, нет! Не скажем никому.
          А они опять просят:

            — Батюшка! Учи нас! Покрести нас.
          Прощаясь, сказали:

            — Батюшка! Что надо говори! Во всем поможем.
          И так они стали помогать — с большой любовью помогали. В ночное время огород
          копали. Посадили ночью, чтобы никто не видел, а сами нарядились так, чтобы их
          не узнали. Дров привезли. Колодец вычистили. Оградку отремонтировали.
          Картошку окучили и всю выкопали — спаси их, Господи! Не давали мне ничего делать:
             "Батюшка! учи нас, учи!"
          Все покрестились. Всех их повенчал тут, в домике. Такие стали друзья с ними!"

      Протоиерей Валентин Бирюков об иеромонахе Пимене [1]:
          "Услышал я о нем в декабре 1965г. от женщины, которую встретил в Барнауле,
           в доме Клавдии Устюжаниной, к которой я приезжал узнать о случившемся с ней
           чуде исцеления. Женщина та зашла к Клавдии:
               "Клавочка! У какого батюшки я побывала! Он мне два таких греха облегчил..."
           Спросил я у нее адрес того батюшки, да прямо и поехал к о.Пимену в Алейск.
           Я сам тогда еще не был священником, пел в церковном хоре в с.Тогур...
           Пришел к нему на квартиру. Выходит келейница батюшки, Мария Яковлевна,
           старушка-монашка:

              — Батюшка, гость к нам приехал...

              — Знаю, матушка, знаю, — отвечает он.
           Смотрю — идет худенький священник, лет пятидесяти, бородка наполовину седая.
           Подходит ко мне, снимает пальто, берет меня под локоток:
               "Пойдем. Будем водосвятный молебен служить. Сейчас мать приедет, у нее
                сын Анатолий как пришел из армии, так два месяца в больнице пролежал.
                Но не помогла ему больница ничем, Святой водички ему надо".
           А сам готовит все для молебна: ставит на стол водосвятную чашу, кладет требник,...
           надевает епитрахиль и крест — стоит, ждет. Ну, я думал — они уже договоренные
           с той женщиной, которую мы ждали. Наконец, она приходит:

             — Батюшка! Можно Вас попросить...

             — Ну давай, мать, раздевайся, бидон давай сюда...
           Вода уже налита, все приготовлено.

             — "Благословен Бог наш..." — начал батюшка.
      Я помогал ему петь. Сотворили водосвятный молебен.

             — Батюшка! Когда еще приходить?

             — Никогда! Сын твой духовно больной, но сейчас ему уже получше. Пусть
                по ложечке или по полстаканчика святой водички пьет натощак, молитвы
                читает — вот и поправится. Будет работать, хорошая у него работа будет,
                он у тебя молодец.

             — Да, он хороший сынок... Батюшка, спаси Господи! — кланяется ему женщина.
          Пошел о.Пимен в свою комнатку требник класть. Маленькая такая комнатка —
          спальная, он в ней и молился по ночам. Как келейка она у него была.
          Я же — за той женщиной. Спрашиваю:

             — Вы уже были сегодня у батюшки?

             — Нет. Никогда прежде не была! В первый раз пришла.
          Я сразу понял: правду говорили мне, что он прозорливец, иеромонах Пимен.
          Только скорей, скорей отхожу от той женщины. Думаю,: сейчас батюшка меня увидит,
          неудобно будет, что я такой любопытный. Тут батюшка идет, сразу ко мне:

             — Ну вот, теперь будешь знать...
          Я покраснел до пяток. Как он узнал, что я полюбопытствовал у этой женщины?

             — Ну ничего, пойдем....

             — Батюшка, обед готов, — говорит матушка Мария Яковлевна.
          Помолились мы, сели за стол...Я хлебнул супа — и так он мне понравился...,
          начал есть быстро-быстро, по-солдатски, а сам думаю: "Какой вкусный суп!"
          А батюшка мне и говорит на ухо:
               "Да вот и потому и вкусный, что матушка Мария Яковлевна готовит. Она —
                монашка, все монашеские правила вычитывает. И все с молитвой делает —
                зажигает огонек лампадки, от лампадки печку зажигает... Вот она чистит
                картошечку — "Господи благослови!" Все крестит. Крупы сыплет ли, капусту
                ли кладет, морковочку, свеклу, водичку льет, — все крестит, все с
                молитвочкой. Она без молитвы не живет. Вот поэтому и вкусный суп".
          Я только на него посмотрел и думаю: "Как он жил, что мои мысли знает?"
          Он мне сразу отвечает:
               "А вот сейчас покушаем — я и расскажу, как я жил".
          Ох ты, Господи! Опять я попался! Я тогда понял, что он правда прозорливый.
          Видит меня насквозь. Мысли знает. Это какую духовную силу надо! Я тогда прошу
          мысленно: "Господи! Дай мне хорошие мысли" — а сам ложкой работаю. Он мне
          прямо тут же говорит:
               "Вот-вот! Проси Господа, чтобы Он даровал тебе хорошие мысли".
          Боже мой! Я испугался. Мне неудобно уже смотреть на батюшку. Пододвигаю второе —
          гречневая каша была — уписываю кашу и уже не смотрю, а только думаю:
               "Господи Иисусе Христе, Сыне божий, помилуй мя, грешного!" —
          и слышу над ухом:
               "Вот-вот, всегда Иисусову молитву читай. Монахи не разговаривают ни
                 о чем — только Иисусову молитву читают. Так и ты. И враг уже не влезет
                 в душу, потому что там Бог работает Духом Своим".
          ...Наконец, закончили трапезу, поблагодарили Господа. Я иконам поклонился,
          хозяевам...
               "Ну, пойдем в горницу, будем беседовать" — и пошел впереди, а я — за ним.
          Когда зашли, увидел я у него на стене часы... Подумал: "Сколько времени у меня
          осталось до отхода поезда?" — как о.Пимен, не оглядываясь, говорит:
                "Два часа до отхода поезда. Мы успеем... поговорить".
          Я остолбенел. Не могу двинуться с места. То хоть рядом сидел, а то затылком
          ко мне — и мысли мои узнал!

               — Ну, что ты испугался-то? Кого ты испугался? Я же тебе не враг.
                 А что испугался — так это тебе полезно. Будешь чтить Бога".
          Я сажусь и боюсь: вдруг мысли какие нехорошие могут быть, непрошено.

               — Садись, ничего... Не бойся. Искушений не будет со мной...
                 Чтобы нехорошие мысли в душу не лезли, надо душу свою закрывать
                 духовно Божьим Законом. Не болтовней заниматься, а с Богом
                 разговаривать...
          Прощаясь, я поклонился и сказал ему:

               — Спасибо Вам большое!
          А он — грозно так на меня глаза вскинул:

               — Проси прощения!

               — А за что?

               — Неправильное ты слово сказал.

               — А как надо?

               — Спаси Бог! — громко произнес о.Пимен. — Так и надо говорить:
                 Спаси Христос! Спаси Господь! Скажи всем.
          ...Условия жизни его были только скорбные. Он сам был худеньким, слабеньким,
          даже больным, а духом — такая сила! Вот и судите — зло или благо болезнь,
          если телесный недуг помогал держать душу в чистоте.
          Через два года после нашей встречи отец Пимен отошел ко Господу...
          А его уроки до сих пор у меня в памяти..."

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ