[back][up level][first][previous][next][last]
    Кандарицкий Александр Петрович 
    Фамилия Кандарицкий 
    Год рождения 1861 
    День рождения 16 
    Месяц рождения 4 
    Место рождения Уфимская губ., Уфимский у. 
    священник 
    Родился в одном из селений Уфимского уезда. Происходил из духовного сословия.
    Его отец, Петр Кандарицкий в начале 1860-х гг. служил пономарем, а потом дьячком
    в сельских церквах Уфимского уезда.
    Возможно, как и его брат Петр, Александр окончил министерское высшее начальное
    училище и курсы для подготовки на должности псаломщиков и диаконов [Зв2]
    Родство Фотографии[1] [2] [3] [4] [5]
       
      Священник Кандарицкий Александр Петрович с супругой Анной Ивановной, 23 янв.1907г. 
       
      В центре священник Александр Кандарицкий с супругой Анной (справа от него). Предположительно 1898г. 
       
      Священник Кандарицкий Александр Петрович в кругу семьи. Справа от него супруга Анна Ивановна 
       
      Священник Кандарицкий Александр Петрович (справа) с женой Анной Ивановной (слева от него через одного) и детьми 
       
      Священник Кандарицкий Александр Петрович (второй слева) в кругу семьи. Последняя фотография 16 апреля 1919г. 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1892г.] [1892-1919гг.]
      Служение
        Уфимская губ., Стерлитамакский у., с.Зирган, Михаило-Архангельская церковь 
        Должность псаломщик 
        К 1883г. Александр Кандарицкий служил псаломщиком Михаило-Архангельской церкви
        с.Зирган 1-го благочиннического округа Стерлитамакского уезда.
        Примерно в то же время он обвенчался с Анной Ивановной Цепляевой, дочерью купца I гильдии
        Ивана Дмитриевича Цепляева — потомка крестьян, обосновавшихся в Стерлитамаке после
        отмены крепостного права.
        Вскоре Александр Кандарицкий принял сан диакона
        Уфа, Уфимский Воскресенский кафедральный собор 
        диакон 
        Год окончания 1892 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 5 
        К началу 1890-х гг. Александр Кандарицкий служил диаконом Уфимского Воскресенского
        кафедрального собора
      Рукоположение
        священник 
        1892 
        День 24 
        Месяц 5 
        Кто рукоположил епископ Уфимский и Мензелинский Дионисий (Хитров) 
        24 мая 1892г. рукоположен во священника к Свято-Троицкой церкви с.Троицкое
        Мелеузовской вол.
      Служение
        Уфимская губ., Стерлитамакский у., Мелеузовская вол., с.Троицкое, Свято-Троицкая церковь 
        священник 
        Должность учитель церковно-приходской школы 
        Год начала 1892 
        День начала 24 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1908 
        День окончания 3 
        Месяц окончания 3 
        Деревянная Троицкая церковь, в которой предстояло служить о.Александру, была
        построена в 1884г. и освящена в июне 1886г. В ее приход входили многие соседние
        деревни и хутора: Петровка, Тягуновка, Николаевка, Любовка, Липовка, Солнечный,
        Грачи и др.
        Помимо служения на приходе и духовного окормления более 1000 душ, священник
        учительствовал в церковно-приходской школе с.Троицкого, для которой как раз
        в 1892г. на средства Троицкого сельского общества и Уфимского епархиального
        совета было построено собственное здание. Учительствовал также в школе грамоты
        дер.Николаевка
        Уфимская губ., Белебеевский у., с.Шуган, Никольская церковь 
        священник 
        Год начала 1908 
        День начала 4 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1908 
        Определением Епархиального начальства от 3–4 марта 1908г. о.Александр "для пользы
        службы" был перемещен к Никольской церкви с.Шуган Белебеевского уезда.
        О.Александр подчинился определению священноначалия, но вскоре вышел за штат
        Уфимская губ., Стерлитамакский у., Мелеузовская вол., с.Троицкое з 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1908 
        День начала 29 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1919 
        Месяц окончания 4 
        29 октября 1908г., по неотступным просьбам прихожан о.Александр вновь был назначен
        настоятелем Свято-Троицкой церкви села Троицкого Стерлитамакского уезда.
        В семье о.Александра и матушки Анны Ивановны родилось 16 детей, но многие умерли
        во младенчестве. Известно о судьбе семи детей, это дети: Николай (ок.1884г.р.),
        Мария (1885г.р.), Валентина (1889г.р.), Александра (1891г.р.), Анатолий (1898г.р.),
        Василий, Эмилия. Сыновья, как правило, обучались в Уфимском духовном училище.
        Все дочери окончили полный курс Уфимского епархиального женского училища и
        были удостоены права на звание домашних учительниц.
        В Троицкой церковно-приходской школе и в Николаевской школе грамоты вместе
        с о.Александром трудились его дочери Мария и Валентина (в замужестве Попова).
        Педагогами были также его зятья и родственники; занятия не прекращались
        ни после революции, ни в годы гражданской войны.
        О.Александр сыграл значительную роль в деятельности школы и в близлежащем
        с.Дарьино, не раз ее инспектировал, бывал на экзаменах.
        Большие труды он понес на ниве миссионерского служения.
        С начала 1900-х гг. до 1917г. о.Александр состоял Стерлитамакским уездным
        миссионером.
        Он являлся непременным участником и докладчиком епархиальных миссионерских курсов
        по истории и обличению сектантства.
        Опубликовал ряд статей в журнале "Миссионерское обозрение" по вопросам полемики
        со старообрядцами.
        В 1907г. в г.Стерлитамаке был опубликован его 720-страничный труд,
        суммирующий его богатейший опыт бесед с проповедниками старообрядческого
        раскола, — "Опыт систематического пособия при полемике с старообрядцами
        с кратким очерком развития древних сект и русского расколостарообрядчества".

        На книгу последовали рецензии в журнале "Миссионерское обозрение",
        в "Церковных ведомостях" и в ведомостях некоторых епархий.
        В итоге Святейший Синод постановил труд священника Кандарицкого
        "допустить в фундаментальные библиотеки духовных семинарий"
        (определение от 19–28 мая 1908г. за номером 3404).
        Книга получила распространение также по "зараженным расколом" приходам Уфимской, Астраханской,
        Тамбовской и др. епархий.
        В 1913г. в Уфе вышла вторая книга о.Александра: "О пришествии пророков Илии и
        Еноха и об антихристе. Современная полемика с беспоповцами". Рецензент написал:
            
        "То, что им сделано, — "труд не малый, требующий напряжения и бдительности"
             (2 Маккав. 2, 27), заставляет нас сказать автору братское "спаси Христос"
             и пожелать его книге заслуженного внимания и со стороны миссионерствующей
             братии. Это автора ободрит и даст ему силы на дальнейшие труды во благо
             Святой Церкви".

        В годы Первой Мировой войны, в 1914–1917гг. о.Александр состоял членом
        Мелеузовского волостного попечительства о семьях призванных на войну солдат,
        будучи избран на эту должность волостным сходом.
        Он принимал деятельное участие в распределении и раздаче пособий от казны,
        пайков, благотворительной помощи семьям фронтовиков, беженцам, организовывал
        сборы в пользу армии и обучение детей беженцев и т.п.
        В период гражданской войны о.Александр оставался на приходе
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1895 
        День 2 
        Месяц 3 
        Награжден набедренником "за ревностное обучение детей в церковно-приходской школе"
        скуфья 
        Год награждения 1901 
        День 2 
        Месяц 2 
        камилавка 
        Год награждения 1917 
        Месяц 11 
        Кем награжден епархиальное начальство 
        В ноябре 1917г. епархиальным начальством был награжден камилавкой
        [Зв2 (Уфимские ЕВ. 1917. N 21–22. С.531.)]
      Аресты
        Уфимская губ., Стерлитамакский у., Мелеузовская вол., с.Троицкое 
        Год ареста 1919 
        День ареста 16 
        Месяц ареста 4 
        16 апреля 1919г. о.Александр, в свой день рождения, сфотографировался в окружении
        своей семьи, и как оказалось, в последний раз, т.к. в тот же день он был арестован.
        Родственники свидетельствовали:
            "Его посадили на подводу и увезли".
        Предположительно, священника арестовали красноармейские части, которые отступали
        от Стерлитамака и двигались на укрепление обороны Оренбурга, где сохранялась
        советская власть. К этому времени большая часть Уфимской губернии была занята
        частями адмирала А.В.Колчака (14 марта 1919г. взята Уфа, 5 апреля — Стерлитамак,
        7 апреля Белебей), и свободной для отступающих была лишь дорога на юг.
        В результате священника увезли в Оренбург, где заключили в тюрьму
      Осуждения
        Оренбургская ГубЧК 
        ./11/1919 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Судьбу о.Александра решило Оренбургское ГубЧК лишь поздней осенью 1919г.
        Он проходил по одному делу с несколькими десятками других обвиняемых,
        в числе которых также был один оренбургский священник.
        Часть арестованных приговорили к заключению в концлагерь, остальные, в т.ч. и
        о.Александр, были приговорены к расстрелу
      Места заключения
        Оренбург, тюрьма 
        Год начала 1919 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1919 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 11 
    Кончина
      1919 
      День 26 
      Месяц 11 
      расстрел 
      Место Оренбург 
      26 ноября 1919г. священник Александр Кандарицкий был расстрелян в Оренбурге.
    Труды ->
      1."Опыт систематического пособия при полемике с старообрядцами с кратким очерком развития древних сект и русского расколостарообрядчества". Стерлитамак, 1907. 720с.. 1907г.
      2.О пришествии пророков Илии и Еноха и об антихристе. (Современная полемика с беспоповцами). Уфа, 1913.. 1913г.
      3.О белокриницком уставе // Миссионерское обозрение. 1912. N 5. С.71–99.. 1912г.
      4.О причинах возникновения русского расколо-старообрядчества // Миссионерское обозрение. 1913. N 6. С.195–219; N 7–8. С.499–524.. 1913г.
      5.Из бесед со старообрядцами Уфимской епархии. О посланничестве митрополита Амвросия // Миссионерское обозрение. 1913. N 12. С.598–621.. 1913г.
      6.Раскольничьи подлоги // Миссионерское обозрение. 1914. N 1. С.93–105.. 1914г.
    Заявители ->
      1.Правнук Акжигитов Герман Германович
      2. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Использованы материалы:
            Уфимские Епархиальные ведомости и Адрес-календари Уфимской епархии разных лет;
            Уфимские ЕВ. 1917. N 21–22. С.531.;
            Статьи в журнале "Миссионерское обозрение" разных лет;
            Немков А.И. 90 лет судьбе трагической// Путь Октября (Мелеуз, газета). 2009. Материалы Зиминой Н.П.
      3. Егоров Павел Владимирович, церковный историк

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ