База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодНачалаСлужения 1939
Дела ogl.10
    ( * ) Беневоленский Николай Владимирович 
    Фамилия Беневоленский 
    Год рождения 1877 
    День рождения 30 
    Месяц рождения 3 
    Место рождения Москва 
    протоиерей 
    Специальность кандидат богословия 
    В Деяниях Собора 13–16 августа 2000г. фамилия: Беневольский.
    Родился в Москве 30 марта 1877г. в семье протоиерея Владимира Петровича
    Беневоленского (ок.1844–1917) и его супруги Екатерины Алексеевны (1848-не ранее 1877),
    дочери протоиерея Соловьева-Михайлова Алексея Петровича, троюродной правнучки
    (по матери) свт.Филарета, святителя Московского и Коломенского.
    В семье, кроме Николая, были дети: Алексей (июль 1868–03.03.1869);
    Вера (1869–16.09.1885); Анна (1871–09.06.1872); Павел (1874–12.09.1902),
    выпускник университета; Сергей (янв.1879–02.05.1882); Мария; Ольга.
    Отец семейства, протоиерей Владимир Петрович Беневоленский служил в Москве
    в храме Симеона Столпника за Яузой, сменив здесь своего тестя, священника
    Алексея Петровича Соловьева, отца будущего старца иеросхимонаха Алексия.
    Николай стал впоследствии его любимым племянником. Николай в свою очередь,
    очень любил и уважал своего дядю, впоследствии часто посещал его.
    Семья проживала в церковном доме храма Николая Столпника (Николо-Ямская, 18)
    Родство Фотографии[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
       
      Священномученик Николай Беневоленский. Икона. 
       
      семейное фото Беневоленских-Воскресенских. В 1-м ряду слева священник Николай Беневоленский, во 2-м ряду 2-й слева прот.Андрей Владимирович Воскресенский 
       
      священник Беневоленский Николай Владимирович 
       
      священник Беневоленский Николай Владимирович с супругой Агнией Владимировной 
       
      Беневоленский Николай Владимирович в молодые годы 
       
      Протоиерей Николай Беневоленский 
       
      Протоиерей Николай Беневоленский, фото из дела 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1909г.] [1909-1923гг.] [1923-1933гг.] [1933-1940гг.]
      Образование
        Московское духовное училище
        Год поступления 1888 
        Год окончания 1892 
        В 1892г. Николай закончил духовное училище и поступил в Московскую Духовную Семинарию
        Московская Духовная Семинария
        Год окончания 1898 
        кандидат богословия 
        В 1898г. закончил Московскую Духовную Семинарию со степенью кандидата богословия
        с предоставлением права на получение степени магистра богословия без нового устного
        испытания. Тема диссертации — "Первые дни христианства — исторический комментарий
        на первые пять глав книги Деяний Апостолов"
        Московская Духовная Академия
        Год поступления 1898 
        Год окончания 1902 
        кандидат богословия 
        В 1898г. поступил в Московскую Духовную академию. Общаясь с отцом Алексием,
        посещая Зосимову пустынь и храмы Троице-Сергиевой Лавры, Николай стал склоняться
        к тому, чтобы посвятить себя всецело Господу в монашеском звании, и, проходя
        IV курс академии, в 1901 году направил прошение ректору, епископу
        Арсению (Стадницкому), в котором писал:
            
        "С ранних лет чувствуя любовь к Церкви и ее святым уставам, я привык
             под ее покровом искать покоя и заступления...
             Я верю и надеюсь, что в иноческой жизни, в духовном общении с людьми
             опытными в духовной жизни... найду душевный покой и силу, столь
             необходимые для успеха в дальнейшей деятельности служения Святой Церкви".

        Епископ Арсений дал прекрасную характеристику своему студенту, и митрополит
        Московский Владимир (Богоявленский) благословил постричь Николая в монашество.
        Но, решившись на принятие монашества, Николай стал затем сомневаться
        в посильности этого пути для себя и вскоре отказался от благого намерения.
        Окончив в 1902г. Московскую Духовную Академию, он был направлен преподавателем
        богословия в Орловскую Духовную семинарию
      Служение
        Орел, Орловская Духовная Семинария 
        Должность преподаватель основного, догматического и нравственного богословия 
        Год начала 1902 
        День начала 11 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1909 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 8 
        В 1909г. женился на Агнии (25.11.1887–1968), выпускнице Мариинского Института
        благородных девиц, дочери протоиерея Владимира Андреевича Воскресенского,
        служившего в храме Смоленской Божией Матери на Смоленской площади в Москве.
        В том же 1909г. Николай Беневоленский направил прошение митрополиту Московскому
        Владимиру с просьбой принять его в Московскую епархию
      Рукоположение
        иерей 
        1909 
        День 27 
        Месяц 8 
        27 августа 1909г. года назначен священником к Николаевской, что в Новой слободе,
        церкви в Москве и в том же году рукоположен во священника к этой церкви
      Служение
        Москва, церковь свт.Николая Чудотворца в Новой Слободе 
        иерей 
        Год начала 1909 
        День начала 27 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1917 
        Церковь находилась в Москве по адресу: Долгоруковская, д.23, ныне д.25.
        Престолы: свт.Николая Чудотворца, иконы Божией Матери Смоленская, Зачатия св.Иоанна Предтечи
        Многие из его прихожан были небогаты, и им о.Николай помогал материально.
        Он никогда не брал плату за требы, когда видел, что люди ограничены в средствах
        Москва, церковь прп.Симеона Столпника за Яузой 
        иерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1923 
        В 1917г. назначен в храм св.прп.Симеона Столпника, где когда-то служили его дед
        и отец.
        Позже стал настоятелем этого храма до его закрытия.
        Церковь находилась по адресу: Николо-Ямская, 10.
        Престолы: св.прп.Симеона Столпника, свт.Николая Чудотворца, свт.Николая Японского,
        свт.Димитрия, митрополита Московского.
        Несколько раз о.Николай служил здесь с Патриархом Тихоном, который приезжал
        в храм на престольные праздники
      Места проживания
        Москва, Николо-Ямская, 18 
        Год окончания 1923 
        О.Николай жил с семьей в церковном доме храма Симеона Столпника.
        В этой же квартире в одной из комнат жили брат о.Николая, ученый, и сестра
        Мария, библиотекарь.
        В семье Беневоленских было пятеро детей: дочь Агния, впоследствии супруга протодиакона
        Сергея Михайловича Боскина; сын Владимир (ок.1913–1943), впоследствии бухгалтер,
        прислуживал отцу на клиросе, в 1935г. сослан в Уфу, где был чтецом в храме,
        за что получил еще 7 лет, умер в заключении; дочь Вера (16.03.1919–23.11.2011),
        в 1930-е годы окончила медицинские курсы, муж — Владимир Сергеевич Данненберг,
        участник войны, врач; дочь Елена, в замужестве Сатаева; дочь Нина.
        В 1918г. у семьи священника отобрали часть комнат, оставив две комнаты, вселив
        в квартиру семью рабочих
      Награды
        наперсный крест 
        Год награждения 1921 
      Рукоположение
        протоиерей 
        1923 
      Служение
        Москва, церковь Симеона Столпника за Яузой 
        протоиерей 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1929 
        В 1920-е годы о.Николай ходил по Москве в рясе, отказываясь менять ее на светский
        костюм; в спину ему летели оскорбления, мальчишки кидались камнями...
        Детям священника был практически закрыт доступ в школу, дочь Вера училась дома,
        а сестра Агния, хоть и посещала занятия и блестяще училась, так и не смогла
        получить официального документа об образовании.
        В 1928г. скончался дядя о.Николая иеросхимонах Алексий, старец Зосимовой пустыни.
        К о.Николаю перешла часть окормляемых о.Алексием духовных чад.
        В 1929г. храм преподобного Симеона Столпника был закрыт, и о.Николай перешел
        в располагавшийся неподалеку храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе
        Москва, церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Землянке (на Лыщиковой Горе близ Яузы) 
        протоиерей 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1933 
        Церковь находилась в Москве по адресу: Лыщиков пер., 10.
        Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы, св.Иоанна Дамаскина, св.Симеона Столпника,
        иконы Божией Матери Казанская
      Места проживания
        Москва, Николо-Ямская, 18 
        Год окончания 1931 
        Протоиерей Николай, служа в Покровском храме, продолжал жить с семьей в двух комнатах
        квартиры на Николоямской улице, где находился храм преподобного Симеона Столпника.
        В начале 1930-х гг. к соседям-рабочим приехал погостить их родственник
        из деревни, который донес властям, что в квартире живет священник и занимает
        две комнаты, и потребовал его выселения. Работники жилищного управления,
        сочувствовавшие о.Николаю, посоветовали ему формально поменяться одной из своих
        двух комнат с братом, оставив ему и детей, как бы на иждивение, и таким
        образом уладить конфликт. Так священник и сделал: поменялся комнатами с братом,
        поселившись всей семьей в одной комнате. Однако этот рабочий подал в суд на священника,
        чтобы того вообще выселили вместе с семьей из квартиры как людей, идейно чуждых.
        Суд принял сторону жалобщика и потребовал от священника выехать из квартиры
        вместе с семьей в десятидневный срок.
        О.Николай обратился к приходскому совету Покровского храма с просьбой: выделить
        ему помещение под храмом, отремонтировав его, а он "что храм издержит на ремонт,
        то постепенно постарается выплатить". Но приходской совет отказал
        Московская о., г.Загорск (Сергиев Посад) 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1933 
        О.Николаю пришлось уехать с семьей в Сергиев Посад, где его хорошо знали как
        родственника старца Алексия.
        Но и здесь ему не сразу удалось найти квартиру: он ходил по городу в рясе,
        и хозяева отказывались сдавать священнику комнату.
        Наконец кто-то посоветовал пойти к старосте храма святых апостолов Петра и Павла,
        где служили в то время лаврские монахи. Здесь семью священника приняли,
        а затем их пригласил к себе староста Ильинского храма, у которого был двухэтажный
        дом, и нижний этаж, где было три комнаты, пустовал.
        Из Сергиева Посада отец Николай ездил на службы в Покровский храм.
        Иногда он ночевал у брата, иногда — у кого-нибудь из прихожан.
        Так, одна из прихожанок, вышедшая замуж за преподавателя военной академии, предложила
        ему останавливаться у них. Ее муж сказал тогда о.Николаю:
           "Батюшка, не ходите и не унижайтесь, мой кабинет всегда к вашим услугам!"
        Из воспоминаний дочери Веры:
             "Когда папа ходил по улице, в него часто бросали камнями, сопровождали
              хулиганскими выкриками. На некоторое время ввели карточную систему, а мы
              были лишенцами, даже на детей не давали карточек. Хозяин нам выделил на
              своем участке две небольшие грядки, где мы сажали зелень. Летом мы ели
              зеленый лук, запивая его пустым чаем. Но Господь нас не оставил, всегда
              находились люди, которые поддерживали нас. Преданная моему дедушке
              московская прислуга иногда приезжала к нам и привозила куски хлеба, сухари
              и даже готовую кашу. Бывало, папа принесет кусочек пиленого сахара, и мы
              его делили на пять частей. Но папа был большим оптимистом, он никогда
              не унывал. Всегда поддерживал маму, он ее очень любил, и часто говорил:
              "Переживем, все будет хорошо". Папа всегда сам ходил за водой на колонку
              (это было далеко), колол дрова и вообще всю тяжелую работу делал сам, потому
              что мы были еще маленькие...
              Однажды ночью (зимой) приезжают из деревни и просят причастить тяжело
              больную. Мама встревожилась, но папа говорит: "Я не имею права отказывать,
              а что если человек не доживет до утра?". Но Господь всегда в таких случаях
              хранил папу и давал ему силу".

        В 1932г. в квартиру, которую о.Николай снимал с семьей в Сергиевом Посаде,
        пришли с обыском в его отсутствие, переворошили вещи, перетрясли детские игрушки
        и, ничего не найдя, ушли.
        Агния Владимировна послала дочь Веру в Москву в Покровский храм, где
        служил отец Николай, предупредить, чтобы он не приезжал в эти дни, т.к. дома
        был обыск и его могут арестовать. Вера тут же собралась и поехала в Москву.
        Брат Веры Владимир прислуживал отцу в алтаре, и о.Николай, увидев дочь, послал
        его спросить, что случилось. Она сообщила, что домой приходили с обыском и
        могут арестовать отца.
        В течение недели отец Николай оставался жить в Москве и не приезжал к семье
        в Сергиев Посад...
        Поездки из Сергиев Посада в Москву становились для него все опаснее, т.к.
        он не имел никаких документов: в Москве в милиции требовали, чтобы он получал
        их по фактическому месту жительства, а в Сергиевом Посаде требовали документы
        с места его работы в Москве.
        В 1933г. власти арестовали настоятеля Вознесенской церкви в Сергиевом Посаде,
        и протоиерей Николай подал прошение, чтобы его перевели в этот храм.
        Хотя прихожане Покровского храма выразили неудовольствие, что священник оставляет
        приход, но о.Николай все же перешел служить в Вознесенский храм в Сергиевом Посаде
      Служение
        Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск), Вознесенская церковь 
        протоиерей 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1939 
        Месяц окончания 10 
        Церковь находилась в Загорске по адресу: проспект Красной Армии, 88а.
        Престолы: Вознесения Господня, иконы Божией Матери Всех Скорбящех Радосте,
        Трех Святителей Великих.
        О.Николай в проповедях старался донести слово истины до своих прихожан,
        исповедовал и причащал. К нему приезжали духовные дети из Москвы и др. мест.
        Ревностный служитель Божий, о.Николай тяжело переживал введение в церкви тарифов
        на требы.
        По семейным воспоминаниям, проходя мимо продающих полевые цветы детей, он на
        последние деньги покупал у них букетик и нес домой. На вопрос жены: "Что же нам
        кушать?" отвечал: "Господь нас не оставит, а те дети могут от голода умереть".
        Дочь Вера продолжила обучение, выбрав медицинское поприще. Хотя ежедневные поездки
        в Москву отнимали много сил, но в 1930-е годы она окончила медицинские курсы и
        устроилась работать лаборанткой, чтобы помочь семье.
        Семью о.Николая Беневоленского, племянника преподобного иеросхимонаха Алексия,
        хорошо знали в городе. О.Николай и его семья были близко знакомы с ректором
        Московской Духовной Академии Филаретом, будущим митрополитом Минским и Слуцким.
        В дом о.Николая был вхож будущий митрополит Волоколамский и Юрьевский
        Питирим (Нечаев).
        В 1939г. в Вознесенский храм был назначен почетным настоятелем благочинный
        из Можайска протоиерей Федор Казанский, имевший весьма дурную славу.
        К о.Николаю подошла на исповедь одна женщина и сообщила, что она специально
        приехала из Можайска предупредить, что "этот священник чрезвычайно опасен
        и церковным людям уже принес много зла в Можайске, а об о.Николае они слышали
        только хорошее, и поскольку к нему приезжает много духовных детей из Москвы,
        ему надо быть осторожней". Новый настоятель оказался секретным осведомителем
        НКВД по кличке "Лебедев". Из его доносов на о.Николая:
           "Алексеевщина — это особая секта, происходящая от схимонаха Алексия,... известного
            духовника паломников, приезжающих и приезжавших в Троице-Сергиеву Лавру.
            Протоиерей Беневоленский (подробный материал о нем мной представлялся)...
            является по плоти и крови племянником... Алексия... и в полном смысле слова
            не только подражает ему, но типично старается ему уподобиться, его
            олицетворять, действовать в приходе именно в этом направлении, осуществлять
            деятельность Алексия. Весь фанатизм, вся контрреволюция, т.е. такая, какая
            была в свое время в Путинках при Агафоне, теперь находится именно здесь...
            Говоря о Беневоленском, можно сказать даже так, что о нем именно и
            распространились по городу Загорску сведения, что он организатор темных сил.
            Человек с высшим образованием, корчит из себя монаха..."
           "К настоящему времени продолжается и даже увеличивается в городе Загорске
            паломничество. При выяснении оказывается основной причиной этого явления
            укоренившаяся в городе Загорске алексеевщина.
            Алексий — это старец, схимонах, прозорливец, известный духовник всех паломников
            бывшей Троице-Сергиевой Лавры. Алексеевщина заключается в том же
            духовно-нравственном извращенном направлении, которое осуществлялось
            иосифовской группой духовенства — юродивыми и прозорливыми монахами.
            К этой именно группе в настоящее время особенно остро выявляет свою
            принадлежность племянник названного схимонаха Алексия — священник
            Вознесенской церкви г.Загорска о.Николай Беневоленский...
            Беневоленский, очень любит частную исповедь...
            Особенно... во время поста... Особенно заметно, что приезжающие паломники
            с целью исповеди бывают именно у о.Николая Беневоленского...".

        После подобного рода доносов о.Николая в августе 1939г. вызвали в НКВД, и один
        из сотрудников стал расспрашивать его о знакомых, о том, где ему приходится бывать,
        о налогах, которые приходится платить. В конце разговора предложил священнику
        дать подписку, что тот обязуется сообщать в НКВД о тех лицах, которые настроены
        контрреволюционно.
        О.Николай категорически отказался; тот стал уговаривать, но уговоры
        не подействовали; тогда сотрудник НКВД заявил, что "если священник даст подписку,
        то он меньше будет платить налогов, а если не даст — ему придется платить все
        налоги и в конце концов он может оказаться в тюрьме".

        О.Николай по малодушию дал подписку с обязательством сообщать в НКВД обо всех
        контрреволюционно настроенных лицах под данной ему в НКВД кличкой "Схимник".
        Однако память о старце Алексии и молитва дяди не оставили его, и выйдя из здания
        НКВД, он до глубины души осознал всю антихристианскую сущность принятого
        им предложения, совершенно для него невозможного.
        Через неделю о.Николай, собрав все необходимое для жизни в тюрьме, явился в некую
        московскую квартиру, назначенную ему сотрудником НКВД для конспиративных встреч,
        и заявил, что сообщать в НКВД о лицах, контрреволюционно настроенных, противно
        его убеждениям, этого он делать не будет. Отца Николая тогда не арестовали
        Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск), церковь Ильи Пророка 
        протоиерей 
        Год начала 1939 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1940 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 1 
        О.Николай все чаще стал раздумывать, как избавиться от опасного соседства
        с осведомителем.
        В 1939г. арестовали второго священника Ильинского храма, и о.Николай решил
        проситься туда. Придя к настоятелю Ильинского храма, он попросил взять его
        к себе в причт, напрямую назвав и причину, не зная тогда, что и тот является
        таким же осведомителем.
        С октября 1939г. о.Николай стал служить в Сергиевом Посаде в Ильинской церкви.
        Протоиерей Федор Казанский, однако, не оставлял его своим вниманием и стал
        заходить к нему домой.
        По воспоминаниям, придет, бывало, и скажет:
            "Батюшка, а я вот гулял и решил Вас навестить. Что это о Вас ничего
             не слышно давно. Вот и решил Вас навестить".

        И приходилось его принимать и отвечать на его досужие вопросы.
        О.Николай с трудом тогда скрывал тревогу, а супруга старалась принять
        протоиерея Федора с любовью, оказать ему христианское гостеприимство,
        напоить его чаем
      Места проживания
        Московская о., г.Загорск (Сергиев-Посад), Полевая ул., 6 
        Год окончания 1940 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 1 
      Награды
        крест с украшениями 
        Год награждения 1926 
        палица 
        Год награждения 1929 
        митра 
        Год награждения 1934 
      Аресты
        Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск) 
        Год ареста 1940 
        День ареста 11 
        Месяц ареста 1 
        9 января 1940г., на основании доносов, было выписано постановление на арест о.Николая:
            "БЕНЕВОЛЕНСКИЙ является племянником юродивого Алексия, схимонаха Черниговского
             скита в Загорске, известного духовника паломников, приезжавших в Троице-Сергиеву
             Лавру. Последователи этого Алексея представляют собой особую секту, весьма
             влиятельную среди религиозной массы.
             Беневоленский внушает колхозникам и колхозникам, чтобы они, несмотря на все
             запрещения Советской власти, соблюдали все церковные праздники.
             На основании изложенного, БЕНЕВОЛЕНСКОГО подвергнуть аресту и обыску".

        О.Николай в дни служения вставал очень рано и в пять часов утра уже отправлялся
        из дома в храм, потому что идти приходилось пешком.
        11 января 1940г. в шесть часов утра в дом, где жил священник с семьей,
        постучали трое сотрудников НКВД.
        О.Николай был уже в храме. Стали переворачивать вещи, в основном забирая
        письма. Затем, расспросив, где находится храм, двое сотрудников направились
        туда, а один остался сторожить в квартире. О.Николай в это время служил.
        Чтобы не поднимать излишнего шума, мучители дали ему завершить литургию,
        затем было совершено отпевание школьной учительницы, которая учила детей отца
        Николая частным порядком, так как власти не допускали их в школу и им
        приходилось сдавать экзамены экстерном.
        Когда священник вышел из храма, сотрудники НКВД подошли к нему и заявили,
        что он арестован и ему необходимо возвратиться домой для продолжения обыска.
        Обыск закончился в третьем часу дня. Перед тем как уйти, отец Николай
        благословил всех домашних иконами и попрощался
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        03/06/1940 
        Обвинение "антисоветская агитация, участник контрреволюционной группы служителей культа и церковников г.Загорска, участник контрреволюционных сборищ" 
        Статья ст.58–10 ч.1, ст.58–10 ч.2 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет ИТЛ 
        ГА РФ. Ф.10035. Д.П-45557.
        Из протокола допроса сразу после ареста:

            "— Вы знали старца Алексия?

             — Да, знал. Это мой дядя, брат моей матери. Он был иеросхимонахом
               Зосимовой пустыни, в двадцати км от Загорска. Последнее время он
               проживал в Загорске. В 1928 году он умер. Как старец, он имел большой
               авторитет среди верующих".

        Допросы начинались во второй половине дня, заканчиваясь глубокой ночью,
        что было довольно мучительно, так как днем в тюрьме не давали спать,
        а придя после допроса в камеру, не всегда возможно было сразу уснуть.
        Располагая показаниями осведомителя, следователь понуждал священника их
        подтвердить, но о.Николай отвечал:
             "Антисоветских разговоров при встречах не велось, во всяком случае, он
              их не помнит.
              Но сам антисоветские взгляды высказывал, потому что недоволен советской
              властью, но не помнит, в чем они заключались и когда были высказаны".

        В Таганской тюрьме в камеру к отцу Николаю был помещен осведомитель,
        старавшийся вывести священника на откровенный разговор.
        26 января 1940г. года он донес следователю:
             "О.Николай жаловался на то, что арестовывают священников "ни за что",
              что политика в СССР такая, чтобы в 1940г. арестовать всех священников.
              Беневоленский говорит, что НКВД всех священников посылает в такие лагеря
              и местности, где они умирают...
              Жаловался Беневоленский на "чрезмерные", по его словам, налоги...
              Семья Беневоленского, в особенности его дочь старшая... уговаривала отца
              не платить вовсе налога, так как, по ее словам, отца должны рано или поздно
              арестовать, и тогда деньги, мол, все равно пропадут...
              Беневоленский говорил, что он "не хвалил" советскую власть за то, что
              она якобы преследует церковников. Он считает, что старший священник
              в Загорске — "благочинный" — является секретным сотрудником НКВД и
              "выдает священников", что это "низкий и подлый", по его словам, человек,

              — предатель.
              Беневоленский, находясь в камере, постоянно молится, читает, а иногда
              вполголоса поет молитвы.
              Не соблюдает правила внутреннего распорядка — не спит ночами, а спит
              иногда днем, за что неоднократно получает замечания надзора".

        Допросы продолжались около месяца.
        Из протоколов допросов:

           "— Обвиняемый Беневоленский, Вы признали себя виновным в проведении
              антисоветской агитации. Но между тем конкретных показаний по этому вопросу
              почти не дали. Чем это объясняется?

            — На прошлом допросе я показал, что я критиковал политику советского
              правительства в вопросе войны с Финляндией. Кроме того, я был недоволен
              политикой советской власти в области школьного дела. Я считал, что
              в школах необходимо ввести преподавание Закона Божия. Но советская власть
              это запрещает.
              Политику советской власти в этой области я также подвергал критике.
              Я был недоволен советской властью потому, что она закрывает храмы.
              Других фактов антисоветской агитации я сейчас вспомнить не могу.

            — Следствие располагает данными, что Вы среди колхозников проводили
              агитацию, направленную против колхозного строя. Вы признаете себя в этом
              виновным?

            — Нет, не признаю. Я не помню, чтобы я проводил агитацию среди колхозников
              против колхозного строя.

            — Вы показали, что критиковали политику советской власти в области
              школьного дела, что Вы выражали недовольство советской властью за то,
              что она запрещает преподавание Закона Божия в школе и закрывает храмы.
              Скажите, среди кого вы подвергали критике политику советского правительства
              в этой области?

            — Я подвергал критике политику советской власти по вышеуказанным вопросам
              среди верующих. Много верующих приходят ко мне на исповедь в церковь.
              В разговорах с ними я критиковал политику советской власти.
              Фамилий верующих я не помню.

            — Вспомните фамилии этих верующих и назовите их следствию.

            — Фамилий верующих я вспомнить не могу.

            — На допросе 17 января... Вы ответили:
                "Сущность моих антисоветских высказываний сводилась к тому, что
                 я говорил о необходимости свержения советской власти и восстановлении
                 царизма, высказывал сожаление о жизни при царской власти, выражал
                 недовольство существующим в СССР строем и подвергал антисоветской
                 критике политику партии и советского правительства".
              Подтверждаете ли вы этот ответ?

            — Этот ответ я подтверждаю не полностью. О необходимости свержения
              советской власти я не говорил".

        29 февраля 1940г. следствие вынесло постановление:
             "Поскольку направление дела Беневоленского в суд связано с допросом и
              вызовом в судебное заседание двух секретных осведомителей, в настоящее
              время продолжающих разработку антисоветски настроенных лиц, может
              повести к их расшифровке и срыву разработки... следственное дело...
              по обвинению Беневоленского... направить на рассмотрение Особого
              Совещания при НКВД...".

        Из обвинения:
             "БЕНЕВОЛЕНСКИЙ являлся участником контрреволюционной группы служителей культа
              и активных церковников г.Загорска, принимал участие на их сборищах, где
              подвергалась критике политика партии и советского правительства, а также
              среди верующих проводил антисоветскую агитацию".

        3 июня 1940г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило протоиерея Николая
        Беневоленского к 5 годам ИТЛ
      Места заключения
        Москва, внутренняя тюрьма НКВД 
        Год начала 1940 
        День начала 11 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1940 
        Сначала о.Николай был отправлен в Москву во внутреннюю тюрьму НКВД.
        Потом переведен в Таганскую тюрьму
        Москва, Таганская тюрьма 
        Год начала 1940 
        Год окончания 1940 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 2 
        В Таганской тюрьме о.Николай был помещен в одиночную камеру со строгой изоляцией
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1940 
        День начала 28 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1940 
        28 февраля 1940г. о.Николай был переведен в Бутырскую тюрьму в камеру N 30.
        13 апреля 1940г. переведен в общую камеру
        Казахстан, Карлаг, ст.Карабас 
        Год начала 1940 
        День начала 12 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1940 
        Месяц окончания 7 
        Казахстан, Карлаг, Спасское отделение (ныне Карагандинская о., пос.Спасск) 
        Год начала 1940 
        День начала 2 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1941 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 5 
        13 августа он писал своим родным из лагеря:
            "Приехал я в Спасское, лагерь для инвалидов, в Ильин день, но пишу только
             сегодня, потому что это день писем. Я могу писать только однажды в месяц,
             вы можете писать сколько угодно. Поэтому пишите как можно чаще, мне будет
             веселее. Страшно скучаю по вас... Я думаю, что вы живете теперь в большой
             нужде и некому усладить горечь вашей жизни, как, бывало, делал это я.
             Страшно каюсь, что не был ласков с вами, и думаю, не наказан ли я за это
             долгой разлукой с вами... Как устроились?.. Есть ли служба в Посаде?..
             Какова судьба благочинного?.. Я работал в обувной, рвал резину для подошв
             из резиновых шин, а завтра перехожу в гончарную...
             Дорогие дети! Простите меня и ради меня слушайтесь маму, не раздражайте
             ее — ей, бедной, и так тяжело, и она нуждается в вашей ласке и заботах.
             Обо мне не забывайте — пишите чаще и помогайте мне тем, в чем я особенно
             нуждаюсь и о чем вы знаете, и да совершится над нами Его Воля...".

        В следующем письме, 6 сентября, о.Николай писал:
            "Погода стоит днем жаркая, а ночью холодно. Климат неважный, очень
             сильные ветры...трава вся выжжена. Растительности абсолютно нет никакой,
             а также и воды.
             Хожу работать на плотину, рою землю, ношу носилки...
             Дорогие мои, не забывайте меня и чаще делайте для меня то, о чем просил
             вас в том письме. Особенно приложите все заботы ваши к маме, успокаивайте
             ее, будьте спокойны, не унывайте... Шлю свое благословение..."

        2 октября 1940г. о.Николай писал:
            "Теперь работаю на овощехранилище по разборке овощей, картофеля и лука.
             Работаю с 7 до 11 и с 2 до 6 часов...
             Здоровье мое удовлетворительное, только в ногах слабость, а главное —
             тоска и уныние, против которых единственное лекарство, которым в Загорске
             я пользовался ежедневно, а здесь его совсем не вижу...
             За посылку большое спасибо. Получил все в целости... Должно быть, очень
             дорого обошлась вам посылка, так что в будущем вы пока воздержитесь
             от них, хотя, конечно, получать их доставляет мне большое утешение..."

        29 октября о.Николай писал супруге и детям:
            "Ты спрашиваешь меня о вещах... Скажу тебе откровенно, что шуба моя
             поизносилась со стороны подкладки, требует значительного ремонта, варежка
             осталась только одна, шапка цела, а скуфейка куда-то пропала.
             Ввиду работ, мне необходимо было бы иметь теплую ватную курточку и штаны.
             Если будет какая-либо возможность выслать это, то вышлите какое-нибудь
             старенькое...
             Ватный подрясник я отдал одному молодому неимущему человеку, который
             поехал на Север и не имел ничего теплого, а я думал, что не буду нуждаться
             в теплом, думал, что еду на Юг, — оказалось, что здесь бывают жестокие и
             сильные бураны. Воротник у шубы совершенно износился, хорошо было бы,
             если бы ты прислала мне башлык...
             Ты пишешь, не сержусь ли я на тебя? За что могу сердиться на тебя?..
             Ты всегда была для меня ангелом-хранителем. Я только недоволен собою и
             во всем всегда виню себя.
             Посылку я получил вчера. Большое спасибо... Сколько беспокойства
             доставляю я вам. Простите меня за это беспокойство. Если буду жив и здоров,
             постараюсь отблагодарить вас...
             Возложим же свое упование на Того, Кто Один только дает нам утешение и
             отраду. Не оставляй меня в своих просьбах к Нему....
             Дорогие мои дети... прошу вас снова: заботьтесь о маме, не огорчайте ее,
             утешайте и не оставляйте меня в том, что мне едино на потребу...".

        В каждом письме о.Николай просил прислать ему черных сухарей, что было самым
        необходимым при голоде в лагере, и теплых вещей.
        2 февраля 1941г. он писал жене и детям:
            "Я физически здоров, натрудил здесь себе ногу худыми валенками, но теперь
             все это прошло.
             Совсем иное — настроение духовное, ощущение туги и тоски и томление духа...
             Письма не доходят быстро по случаю страшных буранов, о которых трудно и
             представить у вас... Недавно буран сильный продолжался десять дней,
             в это время прекращается всякое сообщение с железной дорогой, от которой
             мы оттопали сорок одну версту.
             Даже были большие затруднения с доставкой продовольствия. Посылку со
             съестным я получил и также прошу усердно прислать мне каких бы то ни было
             сухариков...
             Без вас и вашей помощи я обхожусь с трудом: страшно обносился и
             по своему виду не имею ни вида, ни величия...
             Не забудьте переслать мне черную и белую катушку, иголку, бумагу и конвертов.
             Это у меня последний конверт..."

        19 марта о.Николай написал родным:
            "Я, слава Богу, жив, но не совсем здоров... Сейчас нигде не работаю.
             Всюду, куда ни поступлю, всюду я непринятый работник. Последнее место мое
             было на прядильной фабрике, но ничего не вышло. Спасибо за посылку...
             Сейчас у нас ростепель. Все распустилось, и везде вода.
             Бодрости духа никак не приобретешь. Сейчас такое хорошее время, время
             поста, а здесь его не чувствуешь. Нет необходимого средства благодатного...
             Прошу у вас всех прощения, тем более что я виновник всех бедствий.
             Простите меня все и за все... Жестокое Божие наказание поразило меня.
             Но не будем отчаиваться. Будем уповать на Его милосердие.
             В мое отсутствие сколько умерло хорошего народа. О деньгах не беспокойся.
             Денег у меня 120 рублей, и на них ничего не купишь. За все твои заботы
             обо мне большое спасибо. Если можешь, вышли мне что-нибудь солененькое...
             даже необходимо сколько-нибудь соли (у нас нет), луку, чесноку...
             а еще частый гребешок (тот своровали).
             Извини, что я к тебе пристаю все с просьбами...".

        19 апреля 1941г. о.Николай послал свое последнее, десятое письмо родным:
            "Поздравляю вас с торжественным праздником... Я сейчас лежу в больнице...
             Слава Богу, обходится пока благополучно. Уповаю и впредь на помощь Божию,
             и ты тоже не унывай..."
    Кончина
      1941 
      День 16 
      Месяц 5 
      умер в ИТЛ 
      Место Казахстан, Карлаг, Спасское отделение (Казахстан, Карагандинская о., пос.Спасск) 
      Протоиерей Николай Беневоленский скончался 16 мая 1941г. в Спасском ОЛП Карлага
      "от декомпенсации сердечной деятельности" (согласно справке о реабилитации),
      по семейным сведениям, у него была гангрена ноги.
      Был погребен в безвестной могиле.
      Матушка Агния Владимировна умерла в 1968г.
      Была похоронена в Москве на кладбище Алексеевского монастыря.
      В духовном завещании детям она писала:
          "Умоляю вас, держите твердо святую веру православную и все постановления
           Церкви. В своих трудных обстоятельствах прибегайте к совету лиц, одаренных
           духовным опытом".

      Дочь о.Николая Вера Николаевна Данненберг прожила долгую жизнь. При трудных обстоятельствах
      она воспитала в вере своих детей: Елену, Николая, Сергея, помогала растить внуков.
      В военные годы жила в Сергиевом Посаде, была медсестрой, ухаживала за ранеными,
      ветеран войны. Пела в хоре Троице-Сергиевой Лавры.
      Всю жизнь Вера Николаевна ходила в храм. В последние годы часто переписывалась
      с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, а также с митрополитом Волоколамским
      и Юрьевским Питиримом (Нечаевым). Вера Николаевна регулярно переводила деньги
      в монастыри.
      После многолетнего перерыва в 1995г. возобновилась литургическая жизнь
      в храме св.прп.Симеона Столпника, что стало особой гордостью и заботой Веры
      Николаевны. Скончалась она 23 ноября 2011г. и была похоронена на кладбище
      Алексеевского монастыря в Москве
    Канонизация
      Священномученик протоиерей Николай Беневоленский 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Алматинская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 03.05 
          Новый стиль 16.05 
          день мученической кончины (1941г.) 
    Реабилитация
      Дата 21/12/1957 
      По году репрессий 1940 
    Публикации ->

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ