Осуждения
тройка при ПП ОГПУ по Крыму
14/03/1930
Обвинение "антисоветская агитация"
Статья ст.5810 УК РСФСР
Приговор 5 лет концлагерей с конфискацией имущества
ГУ СБУ в Крыму. Д.013081.
Епископа Никона (Дегтяренко) обвиняли в том, что он собирал людей без разрешения
власти, беседовал с ними, совершал молебны.
Обвиняли в том, что он грекам говорил:
"Если будете держаться вместе, как один человек, и находить взаимопонимание
с татарами, то власти с вами ничего не сделают".
На допросах епископ Никон держался достойно.
Он не стал скрывать свою позицию ясно и прямо изложил свои взгляды.
Когда он понял, как следователь интерпретирует его слова, искренне возмутился.
В своей жалобе он писал:
"Здесь меня допрашивали под определенным уклоном, желая во что бы то
ни стало связать меня с кулаками и на этом построить обвинение.
Сняли допрос в нежелательной формулировке. Объявили ст. 5810.
Обвинение основано на клеветническом доносе о связи с кулаками, агитации
против коллектива и за тайные собрания".
Его жалоба была отклонена.
Из материалов дела:
"Епископ Никон в 1924г. выслан ГПУ из Москвы за контрреволюционную
деятельность в Тифлис и, прибыв в ссылку в Кучук-Ламбат, постоянно
проповедует...
Пользуясь тем, что население дер.Кучук-Ламбат состоит из греков и татар,
разжигал националистическую рознь, натравливал греческое население
на татар и доказывал крестьянам-грекам, что с крестьянами-татарами они
работать не смогут и не должны.
В декабре 1929г. он встретил крестьянина-бедняка Михайлиди Михаила
Савельевича, вступившего в колхоз, и сказал последнему:
"Что же ты идешь против всех: все греки не идут в колхоз, а ты почему-то
пошел. Если так будут делать все, то у вас не будет никакой спайки".
После этого Михайлиди вышел из колхоза.
Группируя вокруг себя кулачество из греческого и русского населения
деревни, обвиняемый Дегтяренко неоднократно под видом молебнов собирал
у себя на квартире крестьян и агитировал последних не вступать в колхозы,
чтобы этим самым доказать органам власти, что крестьянство настроено
против колхозного строительства.
Одно из таких собраний происходило в декабре 1929 года.
Обвиняемый Дегтяренко говорил грекам:
"...Власть не сможет против вас ничего предпринять,
т.к. вы являетесь иностранными подданными и можете рассчитывать
на поддержку греческого консула".
В результате систематической агитации Дегтяренко Н.Ф. никто
из крестьян-греков не хотел вступать в колхоз, и только после его отъезда
из Кучук-Ламбата и Кучук-Узеня греческое население стало вступать в колхоз.
В январе месяце 1930г. собрание группы бедноты и общее собрание членов
колхоза вынесло постановление возбудить ходатайство перед ОГПУ
о немедленном выселении Дегтяренко из пределов Ялтрайона как явного
распространителя антиколхозной агитации.
Допрошенный в качестве обвиняемого гр. Дегтяренко Н.Ф. частично признал
себя виновным в предъявленном ему обвинении и показал, что он
"пользовался известным влиянием среди русской и греческой части
населения д. Кучук-Ламбат",
что
"его посещали кулаки-греки"
и что он
"В разговоре с гражданином Саввопуло Иваном Федоровичем говорил
последнему:
"Греки хорошо делают, что не идут работать в колхозы".
Обвиняемый показывает:
"Находясь в высылке и чувствуя недовольство существующими порядками,
он высказывал свое недовольство окружающим"".
На основании этого по делу епископа Никона было вынесено постановление:
"Следдело по обвиняемому гр. Дегтяренко Н.Ф. в преступлении по
ст.5810 ч.2 УК направить для рассмотрения в Тройку при ПП ОГПУ по Крыму
с ходатайством о применении к обвиняемому Дегтяренко Н.Ф., как социально
опасному, не поддающемуся исправлению элементу, высшей меры социальной
защиты расстрела.
Обвиняемого Дегтяренко Н.Ф. одновременно с делом направить в ПП ОГПУ
по Крыму.
Настоящее обвинительное заключение составлено 25.11.1930г.
Уполномоченный (Бондаренко)".
Требование о смертной казни епископа судом не было взято во внимание.
14 марта 1930г. тройкой при ПП ОГПУ Крыма он был приговорен к 5 годам ИТЛ
и отправлен в Сибирь