БРАТСТВО ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА

Информационный листок N 23.Сентябрь, 1995 г.

        Этот информационный листок посвящен профессору доктору физико-математических наук Никите Вячеславовичу Зволинскому, который более 20 лет был прихожанином Николо-Кузнецкого храма. С начала 50-х годов до конца своих дней Никита Вячеславович жил под руководством архимандрита Иоанна Крестьянкина, хотя бы раз в год бывая у него. А каждое воскресенье он молился в Николо-Кузнецком храме. Последние годы он стал прихожанином храма Николы в Кленниках, после возобновления в нем службы. Многие в Николо-Кузнецком храме помнят его высокую фигуру. В день отпевания все, знавшие Никиту Вячеславича, испытали неожиданную радость, увидев его в гробу в иноческой мантии.


ИНОК НИКИТА
Зволинский Никита Вячеславович
(26.02.1906 - 5.09.1995)

        Среди предков Никиты Вячеславовича были немцы-лютеране (пастор Александр Шмидт из Эстонии, его сын, тоже Александр, ректор Тартуского университета, создавший в 1861 году теорию ферментативного сгущения крови), поляки-католики (генерал-лейтенант Павел Александрович Зволинский (1806-1891), православные русские. Бабушка Екатерина Петровна была из простых. Когда она выходила замуж, родители деда Никиты Вячеславовича - Зволинские были против брака, но впоследствие прониклись к ней большим уважением. Никита Вячеславович говорил, что именно глубоко верующая бабушка Екатерина Петровна передала ему православие.

        Родился Никита Вячеславович в г. Ярославле, но вскоре родители переехали в собственный дом в Крюково под Москвой. Учился Никита Вячеславович дома и сдавал гимназический курс экстерном. В 1920-е годы поступил в Московский университет, но через три месяца был исключен (за непролетарское происхождение). Далее учился самостоятельно и сдавал экстерном. Очень большую помощь ему оказывал академик Н.Н.Лузин. В середине 30-х годов (при содействии В.П.Ветчинкина - ученика Н.Е.Жуковского) начал работать в ЦАГИ в отделе академика С.А.Чаплыгина. Никита Вячеславович был секретарем знаменитого семинара С.А.Чаплыгина.

        Затем война, эвакуация. Никита Вячеславович попадает в Колпашево (Сев. Сибирь), в конце войны получает вызов в Москву. В этом помог академик Л.С.Лейбензон, учеником которого Никита Вячеславович был с 30-х годов. Вызов пришел из Института Геофизики. Когда возник Институт Проблем Механики, Никита Вячеславович в числе первых сотрудников стал начальником отдела.

        Все названные выше всемирно известные ученые, принявшие участие в судьбе Никиты Вячеславовича, были религиозными православными людьми.

        Никита Вячеславович всю жизнь был православным церковным человеком. С 1927 г. по 1930 г. он был послушником Высоко-Петровского монастыря. Послушники жили в своих домах, а в монастырь собирались на молитву и послушания. Судьба насельников монастыря трагична: монастырь закрыли, многих арестовали и расстреляли. В 60-е - 80-е годы Никита Вячеславович - прихожанин Николо-Кузнецкого храма. Хотя бы раз в год Никита Вячеславович старался посетить в Псково-Печерском монастыре отца Иоанна Крестьянкина, под духовным руководством которого жил с 50-х годов.

        30 июля 1987 года Никита Вячеславович по благословению отца Иоанна Крестьянкина тайно принял монашеский постриг. Пострижение совершил архимандрит Авель в доме, где он жил в то время, на окраине г. Рязани в селе Никуличи.

        В последние годы, после возобновления службы в храме Николы в Кленниках, Никита Вячеславович стал его прихожанином, исповедуясь, по благословению о. Иоанна, у настоятеля храма о. Александра Куликова.

        Никита Вячеславович - известный ученый в области нелинейной механики грунтов. Его фундаментальные работы имеют прикладное значение для повышения сейсмостойкости сооружений и поиска полезных ископаемых. Работы Никиты Вячеславовича отличаются высокой математической культурой, которую он унаследовал от своих великих учителей. Он всегда был окружен талантливыми учениками, которых любил нежно и требовательно.

        Никита Вячеславович был человеком глубокой культуры. Он прекрасно знал и любил литературу, любил музыку и был хорошим пианистом, давал сольные концерты. Он любил Родину, был настоящий русский патриот, горячо переживавший судьбы своей страны. Он много путешествовал (часто на своем мотоцикле). Никита Вячеславович охотно соглашался стать крестным отцом, когда к нему обращались люди достаточно зрелого возраста. Он любил собирать своих крестников у себя, создавая особое духовное братство. Но больше всего в жизни Никита Вячеславович любил Бога, чем и объясняется его монашеский постриг.

        Ниже мы публикуем последнюю работу Никиты Вячеславовича, написанную им за 4 месяца до кончины.


Вот что хотел бы я сказать, если бы мне была
предоставлена возможность выступить в Государственной Думе

        Уважаемые депутаты! Дамы и господа!

  1. Сейчас отовсюду только и слышно: плохо, плохо и плохо. И против этого нельзя возразить. Действительно, плохо: производство падает, цены растут, преступность увеличивается... Одним словом, состояние хаоса. Но это значит, что страна, наше общество, наш народ больны и их надо лечить.

  2. Когда врач приходит к больному, то первое, что он должен сделать, это - найти больной орган и выяснить причину болезни; другими словами - поставить диагноз. Не зная причину болезни, лечить бессмысленно.

            Удивительно то, что вопрос о том, чем больна наша страна, всерьез даже не ставится. По крайней мере, ни в прессе, ни по радио об этой проблеме не слышно. Есть попытки экономического анализа; но ведь жизнь не сводится к экономике. Что же касается депутатов Думы, то создается впечатление, что большинство из них видят главную беду страны в том, что каждый данный депутат не обладает достаточной властью и привилегиями.

  3. Чтобы хорошо понимать настоящее, надо обратиться к прошлому. Опыт предков во многом позволяет нам понять настоящее, а отчасти и будущее. Для того и историю учим.

            Народ, населяющий то или иное государство, не есть только биологическая популяция и ничего больше. Он всегда обладает в большей или меньшей степени интеллектом, своеобразной культурой и мировоззрением. Несмотря на разнообразие мировоззренческого спектра, который можно встретить у отдельных представителей народа, всегда есть нечто для данного народа типичное, что собственно и объединяет его и делает его как бы "коллективным индивидуумом" (объединяют не принудительные законы государства). Типичным для США сейчас является ориентация на процветание земной вещественной жизни, при почти полном отсутствии духовности (многочисленные секты, практически псевдо-духовные, только подтверждают это). Западная Европа тоже недалеко ушла, будучи ориентированна на земное благополучие, сменив христианскую любовь на права человека, т.е. на систему некоторого уравновешенного эгоизма (защищающую эгоизм одного человека от эгоизма другого). Упадок духовности на Западе очень ярко проявляется в глубоком пессимизме современной западной литературы, доходящей до отчаяния (Кафка, Камю и др.).

            Общий вывод: каждый народ, как и каждый человек имеет свой идеал - то, что для него является высшей ценностью. Если человек теряет идеал, то он впадает в отчаяние, а народ - растворяется в хаосе

            Для православного человека идеалом является святость, для католика - благочестие. Не знаю есть ли идеал у протестантов; их вероисповедание распалось на тысячи сект, чему причиной, можно думать, типичная для них игра ума при чтении Священного Писания. Современные идеалы Запада - материальное благополучие и личное обогащение по существу чужды русскому народу и, надо думать, не привьются к нему (если удастся выйти из хаоса).

  4. Когда-то была Святая Русь. Это, разумеется, не значит, что все русские были святыми. Святых были единицы на тысячи. Но от них, этих святых подвижников, исходило тепло и свет, и они согревали сердца всех, кто искал этого света. И те, кто жили в смутном и греховном мраке - и для них существовал идеал святости. Они согрешали, но в глубине душе знали, что есть предвечный свет, далекий и бесконечно близкий. Соприкосновение со святостью дает человеку необыкновенную нравственную силу. Это видно, в частности, на примере русских благоверных князей, из которых наиболее известны Александр Невский и Димитрий Донской. И русские подвижники, как то Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Нил Сорский и другие обладали такой нравственной силой, которую нельзя приобрести никаким другим путем.

            Спрашивается, но разве неверующий человек не может быть нравственным? Ответ зависит от того, что понимать под нравственностью. Если - внешнее поведение, то надо ответить - может. Но поскольку нет однозначного соответствия между внешним поведением и состоянием души, то такое понимание нравственности не годится, и вопрос осложняется. Нравственность отражает состояние души, а не поведение. Эгоист, эгоцентрист, даже злодей могут вести себя вполне прилично. Особенно распространенной и трудно наблюдаемой является психология самоутверждения, в той или другой мере свойственная всем нам. Она, в частности, как правило, присутствует и в художественном и в научном творчестве. В порыве самоутверждения человек может иногда совершить подвиг, который легко принять за героический, хотя здесь осуществляется не акт самопожертвования, а акт самоутверждения. Самоутверждение может доходить до дикого, патологического предела (описанного в литературе), когда человек уничтожает самого себя (Кириллов у Достоевского, "Бесы"). Святость делает человека свободным, радостным, мужественным, нравственно-сильным, способным ко всякому доброму делу.

  1. Постепенно, и это не без западного влияния, по мере того как укреплялась русская государственность, идеал святости несколько отступил. Святая Русь сменилась Православным Государством, которое не требовало того подвига и самоотречения, какого требовал идеал святости. Хотя служение Родине тоже требует гражданского подвига, но оно не требует самого трудного - отречения от своего "я", т.е. не требует главного христианского подвига. Это значит, например, что можно добросовестно и усердно служить Родине и предаваться самолюбованию. Служение Родине этого не запрещает. Служение Родине может подменяться поклонением Родине, а это уже нарушение заповеди: идолопоклонство - поклонение самому себе, но в другом лице.

  2. Начиная с середины прошлого столетия, к нам с Запада стал проникать великий соблазн сменить идеал святости на идеал "свободы". Имелась в виду, конечно, политическая свобода, которая притом не была сформулирована ясно, что было особенно соблазнительно, потому что каждый понимал ее так, как это было ему приятно. Сокровенный смысл этого соблазна понятен православному сознанию. Это - натиск темной силы, для которой святость несносна. Этому соблазну поддались сначала многие представители русской интеллигенции, а затем и более широкие массы. А когда сформировалась коммунистическая партия, она стала во главе борьбы со святостью и объявила ей войну; требовала, а потом и осуществляла свержение Православного Государства вплоть до физического уничтожение Царя. Идеалом было объявлено построение нового общества, которому якобы суждено счастливое будущее. Религиозное сознание людей подавлялось в течение трех четвертей столетия самым жестоким образом. Многие были уничтожены, из оставшихся в живых многие оказались нравственно изуродованными. Люди потеряли нравственный ориентир. Идеал коммунистической эсхатологии, в который сначала многие верили, постепенно подтачивался реальной жизнью и в конце концов рухнул. Как сказал А.И.Солженицын: "Часы коммунизма свое отбили". Коммунизм умер, но дело его живет. Оно живет в результатах жестокого коммунистического пресса. Насилие над сознанием людей, естественно, дало свои результаты. Возникло религиозное одичание; люди разучились различать добро и зло - утратился духовно-нравственный иммунитет, и наше общество сейчас находится в состоянии своего рода духовного "СПИД'а".

  3. Нередко приходится слышать, что при коммунизме была нравственность, которая теперь разрушена. Какое глубокое заблуждение и незнание основ духовной жизни! Корни нравственности находятся в религии, и разрушение религии со всей неизбежностью ведет к разрушению нравственности. Человек, заключенный в одиночную камеру, не может совершить некоторых грехов: прелюбодеяния, кражи и других. Но это не значит, что он не совершит их, будучи выпущен на свободу. Дело в том, что нравственная устойчивость проверяется не в условиях запрета, а в условиях искушений. Иосиф, младший из двенадцати сыновей библейского патриарха Иакова, будучи правителем дома Понтифара в Египте при фараоне, проявил нравственную устойчивость, не поддавшись на любовные соблазны знатной египтянки. А советские люди, подвергшиеся коммунистической обработке, которые могли казаться как бы нравственно устойчивыми, пока находились под коммунистическим прессом, как только были сняты запреты, поддались всевозможным искушениям: сексу, коррупции, преступности..., что мы сейчас и наблюдаем. Это - естественный результат подавления религии и духовности, иначе и быть не могло. Вспомним, что такого разгула не было в дореволюционной России. Особенно трудно понять тех, кто, хотя и не принял коммунистической идеологии, но приспособился к коммунистическому образу жизни, не страдая, по-видимому от отсутствия интеллектуальной свободы и довольствуясь в общем-то довольно убогим существованием, будучи удовлетворен "тем, что им с презрением позволяют "исполнять свои обряды"; лишь бы они вели себя тихо и послушно, не мешая миру строить свою жизнь без Христа, без веры, без молитвы" (о.А. Шмеман).

            А интеллектуальная свобода подавлялась, примеров много. Например, многие желающие вступить в брак опасались венчания в церкви из-за возможных неприятностей по службе; Таинство Крещения также обычно совершали втайне от служебного начальства. И это считалось приемлемым. Непостижимо! А таких людей сейчас встречается немало. И, главным образом, в этой среде возникла идея "Великой Державы - СССР". Но без идеала святости Держава не может именоваться великой, хотя бы занимала она и много кв. километров и содержала большое войско. При безбожной власти, попирающей религиозное сознание, она по-прежнему остается (пусть и немного подкрашенной) "Империей Зла".

            Такого рода подмены, когда добро подменяется "полудобром", сейчас очень распространены, и они могут служить немалым препятствием возрождению России. Особенно следует опасаться попыток воспользоваться Православием, как лозунгом, прикрывающим политическую программу, что многие недостаточно опытные могут не осознать, забывая, что Православие не лозунг, а для православного человека есть программа его духовной жизни и личного христианского подвига.

            Итак диагноз поставлен: наш народ, наше общество, наша страна больны утратой идеала святости, возникшей под давлением многолетнего коммунистического режима.

  4. Остается последний и, может быть, самый главный вопрос: как вывести наш народ из хаоса и поднять его на духовно-нравственную высоту? И можно ли это сделать?

            Можно или нет, сказать трудно. Но надо стараться и надеяться, что с Божией помощью можно. Ясно одно: ни указами президента, ни постановлениями Думы, никакими чисто политическими реформами этого сделать нельзя. Дело идет об исцелении сознания людей. И на этом пути важно прежде всего, чтобы как можно большее число русских людей поняли, в чем состоит беда страны. А затем, каждый должен начать с себя. Ибо, как можешь помочь другому, если себя не благоустроил? Вспомним слова преподобного Серафима Саровского: "Приобрети мирный дух и около тебя спасутся тысячи". Не нужно только под "мирным духом" понимать какой-либо компромисс или примиренческие отношения к злу. В данном контексте мирный дух означает субъективное духовное переживание, которое в своей предельной форме выражено словами апостола Павла "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите" (1 Фес. 5,16-18). Значит ли это, что никакие внешние реформы не нужны? Нет, не значит. Какие-то реформы нужны, благоустройство внешней жизни нужно. Но это - дело высококвалифицированных специалистов, честных и преданных Родине, а не проповедников из различных политических партий. Здесь уместно привести слова П.А. Столыпина, сказанные им в 1906 году по поводу министра Витте "Человек он очень умный и достаточно сильный, чтобы спасти Россию... но, боюсь, что он этого не сделает, так как, насколько я его понял, это человек, думающий больше всего о себе, а потом уже о Родине. Родина же требует служения настолько жертвенно-чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует всю работу". Вот каких людей надо искать. Есть ли они теперь?
    И.Н.

            Апрель, 1995 г.