База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДеньСмерти 3 Дела ozr.30 =>
ozr.30 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Образование
      Белградский университет
      Год поступления 1921 
      С первых же дней эмиграции Мошин наладил связи с русскими научными обществами,
      восстановил личные контакты, переписку.
      В 1921г. он сдал в Белграде выпускные государственные экзамены за университетский курс
      по исторической группе историко-филологического факультета перед Белградской
      Комиссией весьма представительного общества русских ученых, которую составляли
      профессора: Е.В.Спекторский — председатель, А.П.Доброклонский — история средних
      веков, М.А.Георгиевский — древняя история, П.Ф.Афанасьев — история нового
      времени, Ф.В.Тарановский и А.В.Соловьев — русская история, А.Л.Погодин —
      история славян, В.В.Зеньковский — история новой философии.
      Из воспоминаний В.Мошина:
           
      "Все эти ученые при личном знакомстве произвели на меня глубокое впечатление
            как глубиной и энциклопедической широтой своих знаний, так и личной
            обаятельностью которая при дальнейшем нашем знакомстве с некоторыми из них
            превратила первоначальную симпатию в искреннюю дружбу... "
    Места проживания
      Югославия (Хорватия), г.Копривница 
      Год начала 1921 
      Занимаясь преподавательской работой, Мошин продолжал свои научные исследования.
      В годы, проведенные в Кропивнице, им были написаны три большие сочинения:
      "Древнейшая этнология Восточной Европы" (осталась неопубликованной),
      "Варяжский вопрос" и "Черноморская Русь". Написание этих работ стало возможным
      в результате изучения им фондов хорватских библиотек и архивов, сотрудничеству
      с профессором Степаном Ившичем из Загреба и профессором Райко Нахтигалем из
      Любляны, сделавшими доступными для В.Мошина "сокровища Югославской Академии Наук
      и люблянского славистического семинария".

      Весной 1928г. Владимир Алексеевич Мошин защитил в Загребском университете
      докторскую диссертацию о норманской колонизации на Черном море.
      С середины 1920-х гг. В.Мошин установил постоянные и плодотворные контакты с
      белградским и пражским научными кругами, вел активную научную переписку.
      Одним из первых, кто вовлек его в работу Белградского круга историков,
      был выдающийся представитель русского славяноведения А.Л.Погодин.
      Из воспоминаний В.Мошина:
           "Вскоре после наших бесед о моих научных занятиях в России по его предложению,
            я стал членом Археологического общества..., и наши дружеские отношения
            продолжались до его смерти 16 мая 1947г.".

      Проблемы, которыми интересовался В.А.Мошин, — взаимоотношения Древней Руси,
      Византии и Хазарии — относились к тому кругу исследований, которые понесли
      сильнейший урон в результате кризисных процессов в русской исторической науке
      XX века, расколовшейся на две части — советскую и зарубежную и вынужденной
      преодолевать объективные и субъективные трудности.
      Русское научное сообщество было трагически и искусственно разорвано, и это
      нанесло непоправимый урон науке и судьбам самих ученых.
      Из переписки корифея византинистики В.Н.Бенешевича (из СССР, расстрелян по обвинению
      в шпионаже в 1938г.), который откровенно писал о состоянии византологии,
      протестуя против развала блестящей научной школы:
           "Византиноведение вообще находится под каким-то запретом!...
            Стремятся уничтожить ту область науки, в которой русские ученые по праву
            заняли почетное положение и этого положения имели бы силы не сдавать и
            теперь, сидя у первоклассных сокровищ и обладая еще такими средствами
            работы и мыслями, что даже младшее поколение — ученики, эмигрировавшие
            за границу и потому лишенные многого, как Вернадский, Острогорский и др.,
            выдаются среди византинистов Европы".

      Византинисты из СССР были заинтересованы в получении оттисков статей В.А.Мошина,
      В.Н.Бенешевич писал в семинар Кондакова в Прагу письма с просьбой:
           "Порекомендуйте меня Мошину, чтобы он прислал мне оттиски своих работ,
            названия которых мне известны, а сами они мне не доступны совсем...".

      Не менее заинтересованы были в продолжении контакта и белградские ученые, в т.ч.
      и В.Мошин, о чем свидетельствовали его письма Бенешевичу:
            "Пожалуйста, как будет возможно, присылайте нам Ваши работы —
             каждое получение для нас является большим праздником... Знаем о том,
             как много интересного делается у Вас, и нет возможности прочесть это...
             Я, например, не смог прочесть еще книгу Коковцева о хазарских письмах,
             которая меня очень интересует, не читал также статей Рыдзевской...
             К сожалению, в последнее время мне пришлось почти оставить и хазар, и
             варягов, и русские древности вообще, о которых собрано много материала
             и наблюдений. Приходится писать о чистой Византии и о южных славянах".
            "...Вы меня, конечно, не помните, когда я в 1913г. был студентом в Петербургском
             университете. Хотя я в то время уже интересовался Византией, но больше
             всего работал по русской истории и не думал, что придется стать византологом".

      Наиболее тесные связи В.Мошин поддерживал с семинаром Н.П.Кондакова в Праге, его
      постоянным корреспондентом был известный ученый А.В.Флоровский, их переписка длилась
      более 20 лет. В "Анналах" семинара были опубликованы статьи и рецензии В.А.Мошина.
      В 1929г. В.А.Мошин присутствовал на I Международном конгрессе славистов в Праге,
      где русские историки-эмигранты находились в центре научного внимания.
      В 1929г. Флоровский приезжал с лекциями в Белград. В.А.Мошину на этот
      же период Научный институт предоставил "для научных занятий стипендию на два семестра",
      однако в гимназии, где он преподавал, его не отпустили, и белградская встреча
      ученых не состоялась.
      К началу 1930-х гг. В.А.Мошин значительно "перерос" место преподавателя в гимназии,
      да и научные интересы уже не удавалось реализовать в хорватской провинции.
      Отрыв от научного сообщества все сильнее давал о себе знать.
      Из его письма А.В.Флоровскому:
          "Мы истосковались по интересному человеку, здесь [в Кропивнице] почти
           совсем нет русских".

      Наиболее близкая связь у В.А.Мошина установилась с русскими учеными в Белграде и
      с русским обществами в соседнем г.Панчево.
      Около 1930г. В.А.Мошин заговорил с А.Л.Погодиным о возможности научной и
      преподавательской работы для себя в Белграде, спрашивая для себя о месте
      ассистента в Белградском университете.
      Однако Погодин сообщил В.А.Мошину о возможности получить место доцента
      византоведения на философском факультете в Скопье
       
[3] [4] [5] [6]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ