Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Священный Собор Российской Православной Церкви 19171918гг. епископ Должностьчлен Священного Собора Год начала1917 Год окончания1918
Член Собора как заместитель епископа Забайкальского и Нерчинского Мелетия
(Заборовского).
Епископ Ефрем обсуждал проекты соборных постановлений о приходском уставе,
бракоразводных вопросах и др.
Во время обсуждения Патриаршего воззвания об анафематствовании гонителей
Церкви 22 января 1918г. он выступил на Соборе с докладом, характеризуя
большевизм как сатанизм и антихристианство, называл революционную смуту карой Божией
за вероотступничество, измену и предательство, обличал интеллигенцию,
подготовившую свержение монархии. "...Что представляют собой переживаемые события в глазах верующего? Это кара Божья, вспомните, что творилось в последние годы в жизни государства, церкви, общества... Несомненно то, что виноваты в этом целые классы людей служения общественного, государственного, церковного. Гордыня, самомнение, неверие, отрицание, тупое стремление все святое вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власть, порок во всей наготе вот атмосфера, в которой протекала жуткая жизнь нашей Родины. И вот гнев Божий: война... Но это оказалось недостаточным, чтобы Русский народ... одумался и покаялся, даже напротив... Тогда Божьим попущением крах государственного строя и революция с ее беспредельным углублением... Не будет легче Церкви, когда сойдут со сцены нынешние ее гонители, а ко власти вернутся те, кто эти гонения начинал, имея в своей политической программе также задачу отделения церкви от государства... Пришла ли в покаяние наша интеллигенция, много столь потрудившаяся над созданием крушения государственного строя и теперь являющаяся главной виновницей падения и гибели нашей Родины. Возьмем военную интеллигенцию, не она ли в лице своих высших представителей, окружавших верховную власть, они пошли на переворот, забыв присягу. И вот за это самое сейчас она стерта с лица земли".
17 февраля 1918г., во время обсуждения соборного постановления по поводу
ареста Камчатского епископа Нестора (Анисимова, впоследствии митрополита),
заявил: "Раз Собор должен сделать выступление, то не по отношению к одному лицу. Собор должен выразить негодование и призвать верующий народ к защите страждущих в подобных случаях".
Подпись владыки Ефрема стоит под Деянием 5 (18) апреля 1918г.
о прославлении святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского,
которого он чтил и до прославления. Возможно, он был одним из инициаторов его
прославления
В конце января или в начале февраля 1918г. владыка Ефрем прислал на имя
епископа Забайкальского Мелетия из Москвы телеграмму, передающую его духовное
настроение в условиях начавшихся гонений на Церковь: "Собор открылся двадцатого. Патриарх объявил Церковь гонимой, предал анафеме гонителей, призвал верных к защите и мученичеству".
В апреле 1918г., после первых двух сессий, в работе Собора был объявлен перерыв.