Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Елисаветградская епархия епископ Должностьепископ Елисаветградский, викарий Херсоно-Одесской епархии, в.у. Херсонско-Одесской епархией Год начала1924 Месяц начала1 Год окончания1926
Находясь в ссылке в г.Харькове, епископ Онуфрий продолжал управление
Елисаветградской кафедрой и временное управление Херсоно-Одесской (к 1926г.
Одесской) епархией.
28 апреля/11 мая 1924г. епископ Онуфрий вместе с в.у. Харьковской епархией
архиепископом Екатеринославским Иоанникием, епископом б.Уфимским Борисом
(Шипулиным) и епископом Мелитопольским Сергием (Зверевым) в Мироносицком храме
г.Харькова совершил хиротонию архимандрита Стефана (Андриашенко) во епископа
Александровского, викария Екатеринославской епархии.
В 1925г. в Харьков из Киева перешел, в связи с арестами викариев Киевской епархии,
Всеукраинский центр православных епископов; в состав центра вошел и сам
епископ Онуфрий (Гагалюк).
Из показаний на допросе тайного курьера украинских епископов Г.А.Косткевича: "Всеукраинский центр был связан как с Всесоюзным [центром], так и с организациями на местах по Украине. Связь с местными организациями была распределена среди членов центра, так что... Гагалюк, Руберовский и Седлецкий ведали Херсонщиной и Одесщиной... " [Зв3 (Вестник ПСТГУ. 2010. Сер.II. Вып.4(37). С.83.)].
Епископ Онуфрий выступил также против григорианского раскола.
Вместе с другими архиереями он подписал составленное 16 февраля/1 марта 1926г.
епископом Прилуцким Василием (Зеленцовым) "Суждение" о раскольничьей
деятельности архиепископа Григория (Яцковского) и единомысленных с ним архиереев
[3 (С.443444.)].
27 февраля/12 марта 1926г. как епископ Елисаветградский, временно управляющий
Одесской епархией, подписал "Обращение украинских православных иерархов
к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя по вопросу об осуждении организаторов
ВВЦС" [3 (С.445446)].
Писал статьи апологетического, поучительного и исторического характера, составившие
три тома (общий объем 1062 машинописных страницы). Вел обширную переписку с
духовными детьми и почитателями.
В проповедях поучал людей всегда оставаться неизменно верными и преданными чадами
Православной Церкви.
Продолжал решительно бороться против раскольников-обновленцев, защищал чистоту
Православия и единство Матери-Церкви, обращал заблудших на путь истины.
Так, украинский обновленческий журнал сообщал об очередном циркуляре епископа
Онуфрия, получившем широкое распространение: "Один священник с Украины обратился к митрополиту Сергию со следующим письмом: "Недавно ко мне попал циркуляр, рассылаемый епископом Харьковским Онуфрием, в котором изложены правила принятия в православную церковь отколовшихся от православия обновленцев... 1926г. , 1 сентября"". [Зв3 (Украинский православный благовестник. 1927. N 3. С.1.)]
Харьков, тюрьма Год начала1926 Год окончания1926 Москва, Бутырская тюрьма Год начала1926 Год окончания1926 Месяц окончания12
Во время следствия содержался в Харьковской, а потом в Бутырской тюрьмах Уральская о., Коми-Пермяцкий нац. окр., пос.Кудымкар (Пермский край, г.Кудымкар) Год начала1926 Месяц начала12 Год окончания1928 Месяц окончания10
В декабре 1926г. выслан в Кудымкар.
Епископу Онуфрию было запрещено участвовать в богослужениях, читать и петь
на клиросе. Находясь в ссылке, он много писал на церковные темы. В одном
из очерков он размышлял о смысле гонений на Церковь Христову (ссылках, тюрьмах): "Все это совершается не без воли Божией. Значит, в любое время они могут и окончиться, если сие будет угодно Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни... Не нужно и думать о каком-либо самовольном изменении нашей участи в гонениях путем каких-либо компромиссов, сделок со своей совестью. Гонения крест, возложенный на нас Самим Богом. И нужно нести его, быть верным долгу своему даже до смерти"