Рукоположение
священник
1930
День 18
Месяц 2
Кто рукоположил епископ Астраханский Андрей (Комаров)
С сентября 1929г. архиепископ Филипп находился в заключении, и рукополагал Михаила
Ражкина уже новый Астраханский епископ Андрей (Комаров), который и направил
новопосвященного иерея в с.Косику Енотаевского района, в местную Донскую церковь.
Здесь долгое время служил иеромонах Милхиседек (Дроздов), из упраздненной
Чуркинской пустыни, но в 1930г. он серьезно заболел, и служить уже не мог
Служение
Астраханская о., Енотаевский р., с.Косика, Донская церковь
священник
Год начала 1930
День начала 18
Месяц начала 2
Год окончания 1930
День окончания 15
Месяц окончания 11
В самом разгаре была коллективизация. Новая волна гонений на Церковь охватила
край. Но о.Михаил, не боясь, проповедовал, призывал своих прихожан чаще ходить
в церковь, укрепляться в вере. Обличал зачастивших в "народный дом"
(т.е. в клуб) на гулянки. Советские "культурные" заведения он прямо называл
причиной соблазнов. Встречая молодежь на улице, вел беседы о Боге и о душе.
Сами прихожане просили его: "Вы уж, батюшка, потише". Но он не молчал.
"Молчанием предается Бог", были его любимыми слова.
Приход в селе Косике был настолько беден, что для семейного священника представляло
большую трудность прокормить здесь семью.
Осенью 1930г. о.Михаилу предложили уплатить очередной налог. Неуплата налога была
равнозначна закрытию храма, и о.Михаил обратился за помощью к верующим.
3 ноября 1930г. на собрании церковная община постановила собрать добровольные
пожертвования для уплаты налога государству, чтобы таким образом избежать
закрытия храма.
Храм был спасен от закрытия. О.Михаил оставался в Косике и продолжал проповедовать.
Это вызывало ненависть богоборцев.
В ноябре 1930г. в с.Косике было заведено дело против группы местных крестьян
(все они бывшие казаки): Старцева Андрея Григорьевича, Шереметьева Никиты
Михайловича, Старцева Петра Семеновича и Чертихина Петра Степановича.
Они обвинялись в утайке хлебных излишков и антисоветской агитации,
а, по сути, в создании контрреволюционной организации, ставившей своей
целью срыв коллективизации. Все они были верующими людьми, часто посещали
церковь, были в хороших отношениях с о.Михаилом Ражкиным.
Все это дало возможность следователям ОГПУ обвинить о.Михаила в связи
с "контрреволюционерами" и в антисоветской агитации
Аресты
Астраханская о., Енотаевский р., с.Косика
Год ареста 1930
День ареста 15
Месяц ареста 11
15 ноября 1930г. сотрудники ОГПУ арестовали о.Михаила и наиболее активных прихожан.
Они были заключены в Енотаевскую тюрьму
Осуждения
тройка при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю
03/02/1931
Обвинение "контрреволюционная деятельность"
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор 5 лет концлагерей
22 ноября 1930г. о.Михаил был допрошен.
На допросе он показал:
"Проповеди я говорил каждое воскресенье, о том, что нужно ходить в церковь,
больше молиться Богу, Господь простит ваши грехи и подаст вам все.
В конце августа или в начале сентября месяца я встретил на улице молодежь,
которым говорил, чтобы они ходили в церковь, молились Богу.
По окончании службы я спрашивал о том, у кого есть крест или нет, если
нет, то нужно его приобрести в церкви у ктитора...
Старцева В.С., Шереметьева И.М. я до моего ареста не знал, и никогда нигде
с ними не встречался, кроме того, как только с обходом с крестом, и никогда
не разговаривал".
26 ноября сельсовет выдал для ОГПУ справку-характеристику на священника, в которой
писалось:
"Ражкин Михаил Степанович... священник Косикинской церкви, за пребывание
им в с.Косике замечен в антисоветских выступлениях, особенно ярко
вырисовывались его выступления в церкви во время чтения проповеди
в первые дни его прибытия в с.Косику. Он призывал верующих, молодежь
не посещать народный дом, и говорил, что "тот, кто будет посещать его,
тот должен оставить храм Божий", и т.п.
Частенько замечен вращающимся в группах женщин на улицах, по вечерам
проповедуя слово Божие, в разговорах вел борьбу с культурной работой...
В целом, элемент антисоветский, требующий немедленного изолирования
от трудящейся массы".
Из обвинительного заключения:
"Проводимые партией и сов. правительством в период 1930г. хозяйственно-политические
кампании, как-то: коллективизация сельского хозяйства, хлебозаготовки и
сенозаготовки,... встретили бешеное сопротивление со стороны зажиточной
части населения, первоначально предложенных к раскулачиванию и середняков
бывших активных белобандитов,... во главе с местным попом-лишенцем Ражкиным
Михаилом Степановичем, каковые объединившись в к/р тесную группировку
ожесточенно противодействовали проведению в жизнь указанных выше мероприятий,
путем организованного проведения к/р агитации, пропаганды и распространения
различных провокационных слухов среди беднейшего крестьянского населения...
К/р группировка, руководимая и вдохновляемая попом для обсуждения плана
к/р агитации в селе собиралась на квартирах, а затем использовали для этой
цели общественные сборища крестьян..., поп же Ражкин регулярно среди верующих
произносил в церкви к/р характера проповеди, стараясь завоевать на
свою сторону большое количество верующих до фанатизма крестьян".
Сам о. Михаил отверг обвинение в антисоветской агитации, признав себя лишь
виновным: "в распространении проповедей и разговоре с молодежью на улице",
т.е. в проповеди веры Христовой.
3 февраля "тройка" приговорила о.Михаила к 5 годам концлагерей
Места заключения
Астраханская о., г.Енотаевск, тюрьма
Год начала 1930
День начала 15
Месяц начала 11
ИТЛ
Год окончания 1936