Студенческая жизнь

Исследования

Исследовательская работа в области практического и пастырского богословия является одной из приоритетных задач ПСТБИ. Эта работа ведется в тесном взаимодействии с научными подразделениями ПСТГУ.

Какие из современных форм и способов пастырского служения допустимы и отвечают цели этого служения, а какие, при всей кажущейся внешней продуктивности – нет. Такой вопрос может быть решен только опытным путем. Особенное значение получает научное изучение практических вопросов церковной жизни в контексте диалога Церкви с государством и обществом.

Например, сколько в России необходимо священников? На 1000 человек в России приходится около 5 врачей и больше 5 полицейских, а священников в 25 раз меньше - только 0,2, т.е. двое на 10 000 человек! Как сказал Святейший Патриарх Кирилл:«Заботясь об устроении церковной жизни… мы не можем игнорировать данные статистики»4Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 года)

Научно-исследовательский семинар «Социология религии»

Одним из научных подразделений ПСТГУ, исследующих современную проблематику церковной жизни, является научно-исследовательский семинар «Социология религии» (http://socrel.pstgu.ru/RU/). В рамках его работы были проведены исследования, посвященные организации социальной работы на приходах, восприятию Церкви в публичной сфере, факторам формирования православной городской общины. В 2011 году было проведено исследование «Три московских прихода», в котором представители православного сообщества (на примере членов церковных общин) сравниваются со среднестатистическими россиянами по основным (значимым с точки зрения развития страны) социальным и ценностным показателям (http://socrel.pstgu.ru/RU/grants/3parish).

С точки зрения пастырской подготовки эти исследования имеют принципиальную важность. В конечном итоге, они всегда связаны с ответом на вопрос: каким должен быть современный священник? Что ждут от него люди и что он должен делать? Как священника воспринимают в государстве и в обществе и как ему с ними плодотворно взаимодействовать?

Научный центр истории богословия и богословского образования

Являясь духовным учебным заведением, ПСТГУ нуждается в постоянном осмыслении своей деятельности в контексте современного богословского образования, а также своей роли в его историческом развитии. За это направление деятельности университета отвечает Научный центр истории богословия и богословского образования. Как занятие богословием становится церковным служением? Какую роль богословие играет в жизни пастыря? Почему именно эти, а не другие дисциплины представляют собой ядро богословского образования? Почему сейчас они изучаются и преподаются именно так, а не иначе, и что делать, если это преподавание не соответствует запросам современного человека? На эти вопросы стремятся ответить сотрудники Центра. Областью их особо пристального внимания является русская богословская и духовно-образовательная традиция, изучение которой является первостепенной задачей в процессе становления духовной школы в современной России.

Работа Центра осуществляется в рамках трех основных проектов, каждый из которых в свою очередь подразделяется на более частные темы, лежащие в основе конкретных исследований. Непосредственно связанным с проблематикой подготовки пастырей является проект «Духовное образование» , в рамках которого исследуются История высшего духовного образования в России (XIX – начало XX вв.) и Современное состояние католического богословского образования.

Исследовательский Центр «Священство и вызовы современности»

Проект «Священник перед лицом современности» реализован при поддержке Фонда развития ПСТГУ.

Проект явился основой для программы междисциплинарных исследований, фокусирующихся вокруг осмысления деятельности и статуса священника, и в конечном итоге создающих основу для развития богословия священства. Реализация такой программы требует целой группы ученых, в которую на данный момент входят молодые преподаватели и научные сотрудники ПСТГУ, а также аспиранты и студенты.

Цель проекта состоит в том, чтобы на основании анализа различных дискурсов определить набор существующих подходов к осмыслению служения современного священника в Церкви и обществе.

Задачи. В рамках проекта в ходе регулярных семинаров и написания текстов была предпринята попытка проанализировать подходы к рассмотрению проблем священнического служения у Святых Отцов; Выявить истоки и специфику дискурса о кризисе священства в католическом богословии, особенности подходов к осмыслению данного кризиса; Определить истоки, основные положения и аргументы философской критики института священства в Новое время; Определить основные черты и истоки осмысления своего служения среди современных священников в России; Определить истоки, основные положения и аргументы критики священства в современной отечественной публицистике.

Участники проекта:

Руководитель – Воронцов С. А., к. филос.н., Преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета ПСТГУ.

Исполнители:

  • Иер. Евгений Шилов, преподаватель ПСТГУ.
  • Диак. Алексей Черный, к. богосл., старший преподаватель кафедры Практического богословия БФ ПСТГУ, м.н.с. Центра истории богословия и богословского образования БФ ПСТГУ.
  • Зуева Анна, Исследователь семинара "Социология религии" при богословском факультете ПСТГУ.
  • Тюрина Зинаида, ассистент кафедры романской филологии Института иностранных языков МГПУ.
  • Чтец Кирилл Алексин, аспирант ПСТГУ, заведующий Практическим отделом ПСТБИ.
  • Малинина Наталья, студентка философского факультета ГАУГН.
  • Антонов Николай, студент ПСТГУ.

В рамках проекта проводятся регулярные семинары, на которых обсуждаются и подготавливаются исследования. Кроме того, на семинарах обсуждается методология исследований, в частности: категориальный анализ патристических текстов (на основе «Апологии» свт. Григория Богослова), анализ кризисной риторики в современном католическом богословии священства, анализ дискурса и нарратива применительно к осмыслению священства (в том числе антиклерикального), некоторые методологические идеи М.Фуко, количественный анализ в социологии, качественный анализ «имплицитной теологии». Таким образом, семинары обеспечивают взаимодействие специалистов из различных областей: историков, филологов, социологов, теологов, религиоведов.

Участники исследовательской группы «Священник перед лицом современности», финансируемого Фондом развития ПСТГУ, в ходе регулярных семинаров и конференции, состоявшейся 29–30 июня 2016 года, подготовили ряд статей и рабочих материалов, публикуемых на данной странице.

Тексты следующих статей будут опубликованы на сайте по мере выхода статей из печати:

  1. Воронцов С. А. (Анти) клерикальный дискурс и алетургия: к постанове проблемы (Принята в журнал «Вопросы философии).
  2. Черный А. И. Понятие «кризиса священства» в католическом богословии XX века (Принята к печати в Вестник ПСТГУ, серия I: Богословие. Философия. Религиоведение).
  3. Алексин К. В. Имплицитная теология духовенства: оценка эвристического потенциала понятия для анализа состояния современной религиозности в России (Принята к печати в Вестник Екатеринбургской Духовной Семинарии).
  4. Антонов Н. К. Категории становления священника в учении свт. Григория Богослова (Принята в журнал «Христианское чтение»).

Следующие тексты были подготовлены в виде обзоров и предлагаются вниманию читателей:

  1. Зуева А. В. Современные исследования священника: обзор основных направлений (pdf)
  2. Воронцов С. А. Образы «кризиса священства» в богословской литературе на испанском языке (pdf)
  3. Тюрина З. С. Католический священник в кризисе: взгляд на проблемы современного священства в Италии (pdf)
  4. Малинина Н. В. Богословие священства Йозефа Ратцингера (pdf)
  5. Шилов Е. В. Основные тенденции критики священства в современной России как результат разрыва между духовенством и народом (pdf)