Новости

Состоялась VI Ежегодная конференция Тьюторской службы ПСТБИ

15 июня 2021 г. состоялась VI Ежегодная конференция Тьюторской службы ПСТБИ. Тема конференции была сформулирована следующим образом: «Духовная власть: как ее осуществлять и как ей подчиняться».

Первый доклад «Право надеть и долг одеться: дресс-код в православном вузе между духовной и господственной властью» представил диакон Евгений Игоревич Лютько. В своем докладе о. Евгений отметил, что бесконтрольное потребление готовой трендовой одежды в наше время стало таким же проявлением не-целомудрия, как и бесконтрольное потребление контента социальных сетей. Между тем одежда несет в себе символы, которые считываются, но, часто, не рефлектируются человеком. Это является серьезной проблемой при формировании культуры поведения православного молодого человека или девушки. Ключом формирования этой культуры является идея единства внешнего и внутреннего в повседневной жизни.

Второй доклад «Академическая свобода как следствие свободы христианской», который представил кандидат философских наук Сергей Александрович Воронцов, стал своего рода ответом на предыдущий. Академическую свободу автор противопоставил «партийности» в науке, характерной для гуманитарного знания в советское время. В условиях партийного гнета теряется рефлексивный потенциал исследователя, поскольку существующая объективная истина представляется как совпадающая с интересами «партии», а саму эту истину поверяют соответствием практике. Христианская же свобода явилась в мире, в том числе, как свобода от «отеческих обычаев» (в первую, очередь от идолопоклонства). И в этой перспективе она связана с этической и дисциплинарной свободой. Если мы требуем от выпускника православного университета творческой свободы внутри Церкви, то ему необходимо иметь сформированное критическое мышление. Формирование такого мышления требует и свободы познания, и свободы поведенческой. Молодые люди априори настроены на бунт, и воспитание в них дисциплины свободы, позволяет вырастить из них достойных людей. Ограничение же их различными требованиями, наоборот, мешает этому. Поэтому лучшим средством воспитания студента, с точки зрения автора доклада, является общение с профессором, а не дисциплинарные установления университета.

Диакон Владимир Аркадьевич Никитенко в своём докладе «Армия и Церковь: в чем различие?» обозначил как общие, так отличительные черты церковной и армейской структур.

Кандидат богословия священник Алексей Иванович Чёрный представил доклад «„Подлинность зова и лёгкость идолопоклонства“: Протопресвитер Александр Шмеман как ректор семинарии». Прежде всего докладчика интересовал вопрос, каким образом сам о. Александр рефлектировал собственный педагогический и административный опыт в своих знаменитых «Дневниках». Как известно, ректорство о. Александра в Свято-Владимирской духовной семинарии — самое длительное за все время существования духовной школы и самое плодотворное с точки зрения ее признания в православном мире и научно-образовательном сообществе. Влияние личности Шмемана на все стороны жизни семинарии — безусловно. При этом сам он весьма критически оценивает многие явления семинарской жизни. Проблемы, о которых он пишет: мелочность, интриги, ссоры, возникающие в замкнутой среде; перерождение религиозности в «специальность»; пафос активизма и др. Невозможность переломить эти тенденции вызывает у о. Александра чувство неудовлетворенности. Как положительный пример организации школы Шмеман приводит французский лицей Carnot, в котором он учился в подростковые годы: рутина, неподвижность и т. п. — скучная система, но эта система не пыталась себя выдать за нечто большее, чем она являлась.

Заключительный доклад «Напряжение между внутренним и внешним в церковной жизни: на примере чина прощения» представил кандидат философских наук протоиерей Николай Николаевич Емельянов. В своем докладе о. Николай поставил проблему профанации церковной жизни. Эта проблема связана с функционализацией и эстетизацией религиозных практик, и внутренним конфликтом между «пользой» для Церкви и «следованием» Преданию.

Подводя итоги конференции, участники отметили важность дальнейшего осмысления возникающих в жизни духовных школ и затронутых в докладах оппозиций: латентность-функциональность, коннотация-денотация, интуитивное-логическое и др. В связи с этим было решено провести в январе 2022 г. дискуссионный семинар.


#Емельянов Николай #Чёрный Алексей #Лютько Евгений #Воронцов Сергей #Тьюторскаяя конференция #тьюторы #наука

02 июля 2021
Яндекс.Метрика