Спецсерия

Священник Антоний Рыжаков: «Я твердо верил в то, что Господь не оставит»

Мы продолжаем серию интервью с нашими выпускниками. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей беседу с выпускником 2005 года – священником Антонием Рыжаковым, настоятелем Иоанно-Богословского храма и благочинным Ликино-Дулёвского района Московской области.

Отец Антоний, расскажите, пожалуйста, где Вы родились, где учились до поступления в ПСТГУ, когда и как пришли в Церковь?

Я родился в этом городе– в Ликино-Дулёво. Моя семья не была атеистической, но церковными людьми мы тоже не были. Первой в нашей семье в храм стала ходить бабушка. Началось все с того, что она встретила на улице знакомую, разговорилась с ней, и та спросила у нее, давно ли она исповедовалась и причащалась. Бабушка ответила, что не делала этого ни разу, на что знакомая с изумлением спросила: «Как же ты помирать будешь?!». Бабушку эта фраза задела, и с тех пор она стала ходить в храм на праздничные богослужения. Надо сказать, что храм в нашем городе появился только в 1991 году. Вернее, до революции храм здесь был, но в другом месте, а этот не успели достороить и в советские годы его решили даже взорвать. Однако местный партийный работник, отвечавший за это мероприятие, не стал брать на душу такой грех: сначала он, насколько это было возможно, оттягивал сроки работ, за что даже получил несколько выговоров. А когда дальше тянуть стало невозможно, то уговорил командира располагавшейся рядом воинской части составить документ, согласно которому из-за особо прочного бетона в основании храма взорвать его можно, лишь заложив заряд такой мощности, что от взрыва пострадают соседние здания. В итоге сначала в храме организовали общежитие, а позже здание забросили. К началу 1990-х гг. оно стояло в руинах. В 1991 г. здесь, наконец, стали снова совершаться богослужения. Настоятель, отец Олег, был замечательным пастырем: сам пришел к вере в сознательном возрасте, прекрасно знал русскую религиозную философию, умел очень тепло и по-человечески разговаривать с прихожанами. Так получилось, что, начав ходить с бабушкой в храм, я познакомился с отцом Олегом. Мне тогда было лет 9. Я начал читать детскую Библию, затем появилась Воскресная школа, а потом отец Олег пригласил меня помогать за богослужением.

Родители не возражали?

Напротив, они были только рады, что я при деле. Ведь тогда здесь все приходилось делать своими руками: и строить, и копать, и сажать, и гвозди забивать. Так что почти все свободное от учебы время я проводил здесь.

А как школьные друзья отнеслись к этой деятельности?

Конфликтов особых не было, хотя некоторые насмешки терпеть приходилось. А кроме того, настоящие друзья у меня были как раз в Воскресной школе. Причем отец Олег нас не столько учил каким-то богословским премудростям, сколько привлекал к конкретным важным делам: помочь разгрузить строительные материалы для соседнего прихода, покрасить забор вокруг храмовой территории другой церкви (он тогда был настоятелем четырех храмов). Надо сказать, что отец Олег прекрасно знал областную епархию и написал серию книг о подмосковных храмах. Так постепенно мы все и сдружились вокруг общего дела.

Вы хорошо учились в школе?

В общем и целом да. Несколько западали алгебра и геометрия, но с остальными предметами проблем не было.

Когда же Вы решили, что будете служить в Церкви?

Пожалуй, решение созрело к 9-му классу.

Не могу не задать стандартный вопрос: почему Вы решили поступать в ПСТГУ? Почему не в семинарию?

Вообще-то я подал документы не только в ПСТГУ, но и в семинарию. О Свято-Тихоновском институте я узнал благодаря тому, что как раз в эти годы все преподаватели нашей Воскресной школы поступили на богословские курсы, организованные институтом. Правда, увы, из-за работы окончить их не смогли. Экзамены в институте сдавались раньше, чем в семинарии. Я не был уверен, что смогу жить в общежитии: все-таки я был «домашним» ребенком, к тому же единственным в семье. Учась в Тихоновском институте, я мог ночевать дома, хотя на дорогу предстояло тратить два с четвертью часа. Так что по совокупности факторов в итоге я выбрал Тихоновский институт.

К моменту поступления Вы уже твердо решили, что будете готовиться к принятию сана?

Да.

Какие воспоминания у Вас остались от учебного процесса? Ведь наш вуз всегда считался трудным…

Было очень интересно и невероятно трудно. Была огромная языковая нагрузка. Но по профильным и гуманитарным предметам нам читали очень интересные лекции. Тогда в Тихоновском преподавали отец Дмитрий Смирнов, отец Сергий Правдолюбов, Михаил Николаевич Воробьев…Когда, став священником, я некоторое время окормлял храм при психиатрической больнице, очень пригодились знания, полученные на семинарах у Василия Глебовича Каледы – он, кажется, до сих пор ведет свой курс пастырской психиатрии. Были и удивительные истории: на 4-м курсе в первом полугодии у нас проходили занятия по предмету «Культура речи». Вела их замечательный преподаватель, фамилию которой я, к своему стыду, запамятовал. Звали ее Ирина Николаевна. В университете она училась на одном потоке с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Преподавала она блестяще, но в конце полугодия по каким-то причинам ушла из института, и курс пришлось прервать на середине. Тогда мы обратились к ней с просьбой , чтобы она дочитала нам свой курс уже за рамками учебной программы. Так мы стали ездить к ней домой в Бибирево после занятий.

Возвращаясь к сложностям обучения в ПСТГУ, а не считаете ли Вы такую языковую нагрузку избыточной? Особенно, если речь идет о древних языках?

Не считаю. Я не могу, конечно, сказать, что я свободно разговариваю на древнегреческом языке, – это не так. Но изучение древних языков помогает очень хорошо организовать мыслительный процесс.

По какой кафедре Вы специализировались?

Я писал курсовую работу по крещальному экзорцизму. Как раз в это время единую дотоле кафедру разделили:на одной из новых кафедр преподавал отец Михаил Желтов, а на другой – отец Сергий Правдолюбов. Отец Михаил – замечательный ученый, но отец Сергий отличался отеческим подходом к своим студентам, поэтому я пошел к нему. Как раз в эту пору происходил переход на болонскую систему (бакалавриат, магистратура), и мы «пали жертвой» этого перехода. Мою курсовую работу мне зачли в качестве бакалаврского диплома. Ну, а окончить магистратуру у меня, увы, возможности не оказалось. Стало катастрофически не хватать времени.

Как Вы познакомились со своей супругой? Это тоже произошло во время обучения?

Да. Моя жена училась на факультете Церковных художеств. Она тоже из Подмосковья, из Щелковского благочинья. К тому моменту, как мы поженились, я учился на 5-м курсе, а она на 3-м. Оканчивала обучение она уже тогда, когда в нашей семье появился первый ребенок.

Я правильно понимаю, что все эти годы Вашим духовником был отец Олег?

Да, он писал мне рекомендацию на поступление, и он же окормлял меня все эти годы. Он же писал рекомендацию на хиротонию.

Куда Вас назначили служить?

В село Старый Покров. Я прослужил там почти 10 лет. В этой деревушке прописано человека три. Кругом лес. Постоянных прихожан трое.

Причем в октябре, на первом моем богослужении, не было вообще никого.

У Вас не опустились руки, когда Вы приехали в этот храм?

Во-первых, архиерей, помимо этого назначения, благословил меня служить на буднях в соборном храме в Орехово-Зуево. Так прямо и сказал: «…чтобы ты там с голоду не помер». А главное, я как-то твердо верил, что Господь не оставит. Есть крыша над головой – уже хорошо, есть печка – прекрасно: если ее истопить, то будет тепло. Отец Сергий подарил нам машину – УАЗ, на котором мы ездили туда с матушкой на службы. Жили мы поначалу в Орехово-Зуево. Но потом мы приняли решение, что правильным будет и жить при храме. К нам пришел человек и сказал: «Вы знаете, я содержу магазин стройматериалов и мог бы по закупочной цене эти материалы вам отдать». Тогда у меня возник вопрос, следует ли сначала сделать что-то в храме, либо потратить средства на то, чтобы построить дом. Конечно, если заниматься домом, то, возможно, люди скажут:«Вот батюшка не храм строит, а дом для себя», но, с другой стороны, это же не мой личный дом, а церковный, я в нем живу лишь до тех пор, пока являюсь настоятелем, чтобы быть всегда рядом со своим храмом. В итоге я все-таки решил, что нужно построить дом и поселиться там со всей семьей. Каким-то чудесным образом пожертвованных стройматериалов вкупе с досками, оставшимися от предыдущего настоятеля, как раз хватило на строительство – не осталось буквально ни одного лишнего метра. Так мы с семьей там поселились, там же у нас родились детки. Постепенно появились и новые прихожане.

Откуда?

Понимаете, не хочу никого обидеть, но городские храмы часто начинают немного напоминать проходной двор, особенно по праздникам: народу много, не продохнуть. Поэтому многие ищут небольшие сельские храмы, куда можно поехать, чтобы спокойно помолиться без толчеи и суеты. Так что хорошо сработало «сарафанное радио»: стали приезжать люди из Шатуры, из Ликино-Дулёво. За те 10 лет, что я там прослужил, в храме появился замечательный хор, пришли люди, которые поновили храмовую роспись, привели в порядок колокольню, выложили гранитом и мрамором пол, поставили золотые купола. В эти же годы появилась асфальтовая дорога до самого храма. И если на первый большой праздник после моего назначения настоятелем в храме молилось 13 человек, правда, половина из них – мои родственники,то в последний год на Троицу у храма уже было буквально некуда поставить машину. Было около 200 человек.

Скажите, а как Вас перевели в этот храм?

Мы торжественно отмечали 150-летие нашего Старопокровского прихода. Была архиерейская служба. А через полгода после этого мой духовник, настоятель этого храма, отец Олег написал прошение о почислении за штат по состоянию здоровья. Как раз тогда дотоле единое Орехово-Зуевское благочинье поделили пополам. И благочинным Ликино-Дулёвского округа назначили меня, определив мне быть также настоятелем этого храма.

Трудно было входить в новый круг обязанностей?

Было непросто со всех точек зрения. Во-первых, я сам себя вижу прежде всего священником, а здесь пришлось становиться еще и администратором. А во-вторых, если в Старом Покрове, когда я туда приехал, меня никто не знал, то на новом месте многие помнили меня еще мальчиком, некоторые меня учили, а теперь мне пришлось стать их начальником, следить, чтобы они исполняли свои обязанности, наставлять их. Все это психологически очень непросто.

В чем, с Вашей точки зрения, заключается роль благочинного?

Обязанности благочинного довольно четко прописаны в уставе: доносить до духовенства решения священноначалия, следить за порядком в храмах, помогать в решении спорных вопросов, ходатайствовать о нуждах приходов благочинья перед священноначалием, оказывать помощь в документальных вопросах.

Вы отчасти уже затронули эту тему, но я все же задам такой вопрос: наверняка многие из священников Вашего благочинья старше Вас и по возрасту, и по времени хиротонии, нет ли трудностей в отношениях с ними?

К счастью, все наши священники – добросовестные, верующие люди, так что серьезных проблем пока что не было.

В заключение позвольте задать Вам традиционный для нашей серии интервью вопрос: что главное в служении священника?

Я бы сказал, что главное в служении – это любовь Христова, которую он должен донести до своей паствы.

Как?

При помощи образования, личной воцерковленности– способов, на самом деле, много. Христос нам вверил попечение о человеческих душах, и мы в эти души должны вложить любовь Христову.

Любопытно, что на первое место Вы поставили образование. Сейчас все еще приходится встречаться с точкой зрения, согласно которой можно служить и без образования…

Я поставил образование на первое место не по значимости: просто сейчас мы говорили об обучении в вузе. Среди апостолов Христовых мы почитаем первоверховными Петра и Павла. Если второй был книжником, человеком прекрасно образованным, то первый был простым рыбаком.

Если человек необразован, то он может брать пример с апостола Петра, если, напротив, он образован, тогда можно следовать по пути апостола Павла.

Моя же задача как священника – показать человеку этот путь.

Но в его основе в любом случае должна лежать Христова любовь.

Отец Антоний будет рад видеть выпускников ПСТБИ среди духовенства Ликино-Дулёвского благочиния Московской областной епархии. Дорогие студенты старших курсов ПСТБИ, если Вы заинтересовались этой возможностью, то обратитесь к нам – мы обязательно поможем Вам связаться с отцом Антонием.

#интервью #Рыжаков Антоний #выпускники

12 февраля 2016
Яндекс.Метрика