Новости

Прот. Владимир Воробьев: «Догматизация обряда, прекращение его развития в какой-либо момент времени – это ересь и непонимание природы церковной жизни»

Предлагаем вашему вниманию аудио-запись и текст проповеди, произнесенной отцом ректором на Литургии апостола Иакова 5 ноября 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На днях один уважаемый священник спросил меня, зачем нужно совершать Литургию апостола Иакова, если у нас в России этого не было до Революции. Это какое-то нововведение, и зачем такие нововведения нужны? То же он относил и ко многим другим «нововведениям». Действительно, в современной службе есть непривычные для начала и середины 20 века «нововведения», которые возникли совершенно естественно, поскольку изменились условия нашей церковной жизни. И так было всегда. Не было ни одного момента в истории Церкви, когда бы ничего не менялось. Знаете, есть пословица: «все течёт, все изменяется»? Да, всё человеческое переменчиво.

В нашем богослужении есть две составляющие: божественная и человеческая. Те Таинства, которые «мы совершаем», прежде всего, конечно, Божественная Литургия, это на самом деле - действия Духа Святого вневременные, «всегда» неизменные. И время, и пространство созданы Богом и подчиняются Ему. Они таинственным образом включены в божественное мироздание, в замысел Божий о мире. Сам же Бог живет и действует вне времени и пространства. И все божественное в богослужении, конечно, принадлежит вечности и остается неизменным, как и Сам Бог.

Человеческая составляющая богослужения, напротив, живет во времени и в пространстве, всегда меняется в ходе своей земной жизни, в ней присутствует человеческое творчество, освящаемое благодатью Божией.

Величайшее чудо Боговоплощения означает, что Бог - Творец и Законодавец тварного бытия восхотел, оставаясь Творцом, вместиться в тварное естество и жить в нём по закону тварного мира. Это – непостижимая тайна: Творец воспринимает тварное естество, Вневременный и Вездесущий живёт в земном времени и пространстве. Эта тайна с удивительной силой является нам в церковном богослужении.

С первого же века христианское богослужение удивительно быстро и замечательно развивалось. Сначала ведь не было тех богослужебных чинов, которые есть у нас сейчас, хотя Таинства были. Но Таинства, нужно всегда это помнить, имеют содержание и форму. Содержание Таинства – божественное действие. А форма, это - святые чинопоследования. Они, хотя и установлены в своей основе Самим Господом, но подлежат и человеческому творчеству. Они тоже благодатны и освящены, но и изменчивы. Они изменяются так, чтобы соответствовать восприятию людей в каждый конкретный исторический момент, чтобы форма делала доступным и понятным содержание Таинства, чтобы Таинство наиболее адекватно воплощалось в этой форме. В некотором смысле можно сказать, что христианская религия имеет целью воплощение божественного в этом земном, телесном мире. Итак, форма воплощает, и воплощение это должно быть близким и понятным, поэтому в истории Церковь всегда совершенствовала форму и меняла её, учитывая потребности времени. И надо сказать, что, как и вообще человеческое творчество, не всё в богослужении развивалось однородно, не всегда только вверх и вперёд. Бывали в истории периоды, когда движение шло по горизонтали или даже вниз. Иногда бывало так, что приходили изменения неудачные. И тогда неудачно введённое требует новых изменений, а, может быть, и частичного возврата к прежнему.

Мы можем проследить это в любой области. Лучше всего это прослеживается в области церковного искусства, в иконописи. Сначала, как вы знаете, икон не было. Есть лишь предание, что лик Господа Иисуса Христа стал первым нерукотворным образом, а апостол Лука написал первую икону Божией Матери. Потом иконопись постепенно развивается. И высочайшего расцвета она достигает в Византии уже ближе к концу первого тысячелетия. Потом в Византии наступает упадок и иконопись возрождается в России. В России она достигает своей вершины в XV-XVI веках, потом XVIII-XIX века - время упадка, а в XX веке в эпоху атеизма и гонения на Православную веру являются попытки возродить древнее искусство. Такова таинственная, диалектически-противоречивая линия развития человеческой жизни, духовности, культуры.

Подобным образом движется и развитие богослужения. Изучая историю богослужения, мы лучше начинаем понимать его природу, лучше чувствуем его жизнь в истории, его восприятие древними христианами, его сокровенный смысл. Поэтому литургика - один из главных предметов в нашем Университете. Это то, что вводит в жизнь Церкви наиболее полно и глубоко.

Вы знаете, что Литургия, которая совершается у нас в Церкви, уже давным-давно значительно не изменяется. Литургии свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого или Литургия Преждеосвященных Даров имеют очень строгий канон, запечатлённый в служебнике. Нельзя сказать, что этот канон догматизирован, но во времени постепенно он становится как бы неприкосновенным, почти не подлежащим никаким изменениям. Так кажется, по крайней мере, большинству христиан и многим священникам.

Догматизация обряда, прекращение его развития в какой-либо момент времени – это ересь и непонимание природы церковной жизни.

В действительности никогда не может быть остановки. Если движение вдруг прекратится, это значит, - наступила смерть. И в Церкви чин Литургии тоже постоянно меняется. Менялся он в течение XX века, меняется и теперь. Может быть, не очень заметно для церковного народа, но изменения происходят. Вот, например, в начале моего служения считалось обязательным во время Литургии каждый день после тропарей петь «Со святыми упокой…», а потом диакон с кадилом выходил на амвон и возглашал, а хор пел «Вечную память». Такое заупокойное поминовение усопших на каждой Литургии сначала, быть может, было продиктовано войной, когда было много усопших. А потом продиктовано это было просто тем, что заупокойные записки делились на разные ценовые категории: те, которые просто читают в алтаре, помечались красным, цветом, те, которые на ектенье еще прочитывались вслух, - синим цветом, а те, которые прочитывались ещё и во время «вечной памяти», - были самыми дорогими. И, чтобы побольше был доход в храме, устраивалось такое, в древности немыслимое, заупокойное поминовение. Это не сразу, но ушло. Теперь этого уже нигде нет. Потому что это стало явным привнесением в Литургию чего-то совершенно ей чуждого, неправильного. Многое изменилось. Мы теперь не произносим за праздничной Литургией заупокойную ектенью, как это было в XX веке.

Мы стараемся приспособиться к потребностям нынешнего дня. Меняется порядок, каким причащаются в алтаре священники, а в храме - миряне, и так далее. И, чтобы в исторической перспективе лучше почувствовать Божественную Литургию, мы просили у Святейшего Патриарха Кирилла благословения совершать Литургию апостола Иакова раз в год, в день его памяти. Так, как это совершалось в Санкт-Петербургской Духовной Академии, начиная с 60-х годов прошлого века. И патриарх Кирилл благословил нам совершать Литургию апостола Иакова.

Эта Литургия отличается особой древностью, даже архаичностью. Её чинопоследование существует в нескольких редакциях, которые имеют разное происхождение. Надо сказать, что Литургию апостола Иакова вернули в церковную жизнь православные христиане Зарубежного Синода, и им принадлежит первая обработка древнего текста. Эта редакция ещё нуждается в очищении от более поздних наслоений. Но всё же, наверное, вы чувствуете в этой Литургии прикосновение к древней духовности, чувствуете красоту этих древних молитв и поэтому приходите сюда. Это очень хорошо. Важно, чтобы наша церковная жизнь не застывала, не становилась привычной, не подменялась привычным бормотанием молитв. Тогда мы лучше сможем почувствовать величие Божественной Литургии и присутствие Божие. Аминь!

#богослужение #Прот. Владимир Воробьев #проповедь #ректор #литургия апостола Иакова #верность Церкви

19 января 2017
Яндекс.Метрика