Новости

Несколько слов о современных проблемах конфессионального университета

В начале 2015 г. скончался 97-летний священник, смерть которого осталась в России незамеченной. Это неудивительно, поскольку он жил и служил в США и был священником Католической церкви.

Жизнь и служение отцаТеодора Хесбурга (25 мая 1917– 26 ферваля 2015) были настолько яркими и не вписывающимися в привычную картину современного секуляризованного западного общества, что заслуживают особенного внимания, по крайней мере как важный опыт для конфессиональных, в том числе и православных университетов.

Для тех, кто связан с современными конфессиональными университетами, его имя не может быть неизвестным. Отец Хесбург сыграл значительную роль в развитии католического высшего образования в 20 веке. С его именем связана десятилетняя дискуссия о проблеме академической свободы в конфессиональном университете. Начало этой дискуссии было положено в 1967 г., когда группой деятелей высшего образования под руководством отца Хесбурга был принят знаменитый документ – «Идея католического университета», так называемый Land O’Lakes statement. При этом он сам не был академическим ученым в полном смысле этого слова. Тем не менее три его книги – автобиография «Бог, страна, Нотр-Дам» (1990), «Человеческий императив: вызов 2000 года» (1974), «Записки Хесбурга: высшие ценности– высшее образование» (1979) – задают стратегическое видение современного Католического университета как места, где «Церковь думает». «Католический университет должен быть местом, – писал отец Хесбург, – где задаются все самые главные вопросы, где непрерывно продолжается захватывающая дискуссия, где постоянно растет понимание при бережном сохранении ценности и мощи интеллекта и здравого смысла, осуществляемых в полной свободе».

Эти слова могут звучать, как набор громких фраз, но не в данном случае. Отец Хесбург был президентом университета Нотр-Дам в течение 35 лет (1952–1987). Под его руководством католический колледж, целиком принадлежавший конгрегации Святого Креста и известный только своей футбольной командой, превратился в один из ведущих американских университетов. За это время ежегодный набор студентов увеличился с 5000 до 9600, преподавательский состав – с 389 до 950 человек, количество ежегодно присуждаемых степеней – с 1212 до 2500. При нем бюджет университета увеличился с 9,7 до 176,6 млн $, а размеры эндаумента – с 9 до 350 млн $. Отец Хесбург выстроил огромный современный университетский кампус размером в 5,1 км2. За время «эры Хесбурга» построено около 40 новых зданий, и среди них библиотека, ставшая на момент постройки крупнейшей университетской библиотекой в Америке.

В 1967 г. он не побоялся изменить форму управления университетом, включив в управляющий совет равное количество мирян и членов конгрегации Святого Креста, а с 1972 г. по его инициативе университет стал принимать женщин на программы высшего образования.

Он не только создал университет, который стал одним из лидеров высшего образования и сохранил при этом католическую идентичность, но и сумел обеспечить преемство руководства и сформированной в его эпоху стратегии развития. В 70 лет, будучи еще активным и востребованным церковным, академическим, политическим и государственным деятелем, он ушел в отставку с поста президента, оставив вместо себя отца Джона Дженкинса, ставшего его достойным преемником. Все 27 лет, которые отец Хесбург прожил после отставки, он продолжал жить в университетском кампусе, отстранившись от управления, но не от университетской жизни.

«Мой главный принцип, – говорил отец Теодор Хесбург, – не принимать решений из соображений легкости или их дешевизны, или популярности, но принимать их только из соображений правильности». Как отмечали близко знавшие его люди, этот нравственный императив был основой его масштабной общественной деятельности, которая была потрясающе разнообразной: он возглавлял президентскую комиссию по правам человека, фонд Рокфеллера, был директором Чейз Манхэттен банка, членом множества президентских и папских комиссий. Отец Хесбург 16 раз назначался американскими президентами на исполнение ответственных государственных задач. Он стал первым католическим священником, получившим официальный статус посла США в ООН.

При трех папах он был постоянным представителем Ватикана в Международном агентстве по атомной энергии, а папа Иоанн Павел II назначил его членом Папского совета по культуре.

Его заслуги в области национального высшего образования в США были общепризнанны – он получил более 150 почетных университетских степеней, что не имеет прецедентов. Он был первым католическим священником, возглавившим наблюдательный совет Гарварда, главой международной ассоциации католических университетов, возглавлял и был членом множества комиссий по самым разным проблемам высшего образования в США. Это один из его принципов – участвовать во всех значимых, проблемных и важных событиях в жизни страны, чтобы при решении главных вопросов обязательно звучал голос Католической церкви.

Его влияние было таким, что на его похоронах выступал действующий американский президент, что совершенно нехарактерно для страны, где влияния католичества традиционно опасаются не меньше, чем «клерикализации» или влияния Русской Православной Церкви в современной России.

Отца Теодора Хесбурга обвиняли в том, что его деятельность и особенно его жесткая позиция по вопросу об академической свободе способствуют секуляризации католических университетов. Однако его сподвижники по университету Нотр-Дам свидетельствуют, что он был постоянно озабочен вопросом верности университета церковной миссии. Университету Нотр-Дам удалось сохранить строгую католическую идентичность – до сих пор более 80% его студентов католики, при том что не проводится никакого отбора по религиозному признаку. Но отец Хесбург считал, что Нотр-Дам не сможет послужить Богу и миру как должно, если не будет первоклассным исследовательским университетом, что совершенно невозможно без институциональной автономии и полной академической свободы. Ему удалось внушить это видение своим соратникам, и сегодня Нотр-Дам устойчиво входит в первую двадцатку американских университетов.

Отец Хесбург известен тем, что с ним можно было поговорить в любое время. До последних дней своей жизни он принимал студентов в самые неурочные часы – даже ночью.

Он каждый день служил мессу, в том числе во время своих многочисленных путешествий по всему миру. Хотел полететь в космос и отслужить мессу на орбите. Он молился о том, чтобы Господь дал ему отслужить мессу в день смерти, и его собратья по конгрегации отслужили эту мессу вместе с ним.

Самым важным днем своей жизни он считал день священнической хиротонии в 1943 г. «Я всегда хотел быть только священником», – говорил отец Теодор Хесбург. Он настаивал, что все, что он делал, было только исполнением его призвания к священству.

В жизни и служении отца Теодора Хесбурга удивительным образом отразилась вся палитра проблематики современного конфессионального образования: это важнейший вопрос взаимодействия с секулярной системой мирового высшего образования, проблемы академической свободы, университетской автономии, сохранения религиозной идентичности, формирования долгосрочной стратегии развития, проблемы сохранения церковной и университетской традиции, преемства руководства в конфессиональном университете, наконец, вопрос о месте священника в конфессиональном университете и проблемы пастырской подготовки в университете.

Опыт этого видного деятеля современного конфессионального университетского образования требует внимательного изучения. При всей несхожести американского и постсоветского контекстов, при всем отличии католической традиции и специфики католического священства этот опыт может быть учтен и отчасти использован при формировании традиции университетов Русской Православной Церкви в современной России и в целом на постсоветском пространстве.

(Использованы материалы сайта http://hesburgh.nd.edu/)Протоиерей Николай Емельянов

#Емельянов Николай #открытость #миссия #внутреннее взаимодействие #доступность священника

22 апреля 2015
Яндекс.Метрика