Новости

Международные контакты сотрудников БФ ПСТГУ в апреле

Первая неделя апреля была чрезвычайно насыщена международными контактами членов корпорации Богословского факультета. Мы попросили некоторых из них поделиться своими впечатлениями от поездок, а также рассказать об опыте коллегиальной работы, полученном ими за границей.

1 апреля сотрудники лаборатории «Социология религии» прот. Николай Емельянов и Иван Владимирович Павлюткин, проректор по научной работе ПСТГУ прот. Константин Польсков, а также проректор по международной работе прот. Георгий Ореханов приняли участие в презентации сборника докладов «La bellezza della famiglia in Italia e in Russia: problemi e soluzioni» (Красота семьи в Италии и в России: проблемы и решения), которая проходила в Ливорно. Этот Сборник содержит материалы, представленные на симпозиуме о семье «Пастырский генезис и развитие». Симпозиум был организован Центром исследования семьи «CeDomei» и ПСТГУ и состоялся в октябре 2018 года, где свои доклады представили 8 сотрудников ПСТГУ, а также сотрудники учебных учреждений Ливорно, Рима и Генуи. Помимо презентации сборника прот. Георгий Ореханов, руководитель программы магистратуры «Религиозные аспекты русской культуры XIX — начала XX века» в ПСТГУ совместно с итальянским с педагогом Франко Нембрини, автором многочисленных книг о воспитании и ведущим нескольких культурных передач в Италии, провели беседу для всех желающих из Ливорно на тему «что Достоевский и Данте говорят современной молодежи».

Пробыв в Италии еще несколько дней, прот. Георгий Ореханов, представил свою книгу «Лев Толстой. „Пророк без чести“: хроника катастрофы» слушателям Российского центра науки и культуры в Риме. Российский центр науки и культуры в Риме проводит регулярные мероприятия, адресованные представителям академической среды и широкой общественности и направленные на знакомство как с русской историей и классической русской культурой, так и с новейшими достижениями в области российского образования, науки, литературы, театра, живописи. В рамках подобных встреч и была организована презентация книги отца Георгия Ореханова. Встреча вызвала большой отклик у жителей итальянской столицы, так как личность Л. Толстого традиционно привлекает внимание образованных итальянцев, хорошо знакомых как с романами писателя «Война и мир» и «Анна Каренина», так и с экранизациями классических произведений писателя.

В то же время несколько севернее, а именно в Потсдаме, преподаватель кафедры Философии и религиоведения Александр Валерьевич Кольцов представил доклад «Переживание абсолютного. Феноменология религии Адольфа Райнаха как проект верующего мышления» на научной конференции «Религиозное переживание и проблема conditio humana», организованной институтом философии Потсдамского университета (Германия).

Эта конференция собрала ведущих специалистов, фактически, живых классиков философии. Ключевым докладчиком выступил проф. Ханс Йоас (Берлин) (страница Вики, посвятивший свое выступление моральному универсализму Э. Трельча; на примере этого материала были рассмотрены проблемы связи теологии с философской антропологией, в частности — возможных ответов на философские «провокации» XIX–XX веков, а также богословского осмысления социально-политических реалий и природы церковных институтов. Важным направлением работы конференции стало обсуждение религиозной проблематики в немецкой феноменологии, чему были посвящены доклады проф. Михаэля Габеля (Эрфурт), проф. Вольфганга Гантке (Франкфурт на Майне), д-ра Ингрид Вендрелл-Ферран (Базель), Гвидо Тампони (Потсдам) и др.

Александр Валерьевич рассказал нам, что дало ему участие в конференции такого уровня:

«Участие в этой конференции стало для меня ценным опытом обсуждения своих исследований с ведущими специалистами в области философской феноменологии религии. Поразительно удачным был сам формат мероприятия — трехдневная конференция, объединившая всего 12 докладчиков, не могла не сопровождаться глубокими и вдумчивыми дискуссиями после каждого выступления. Другим несомненным плюсом было то, что в одном месте собрались как исследователи мирового масштаба, так и молодые ученые, объединенные общим интересом к наследию Р. Отто и М. Шелера. Так что, с одной стороны, мне удалось получить важную критику в адрес своих разработок и взять на заметку несколько проблемных вопросов, обозначившихся в ходе обсуждений, — с другой же стороны, я могу свидетельствовать о лично значимой для меня радости от встречи с коллегами, которые оказываются твоими единомышленниками.»

Значительно западнее — за Атлантическим океаном, 5—6 апреля в Атланте, в университете Эмори проходила конференция под названием «Христианство, правовое мышление и закон в России Нового времени», в которой принял участие профессор ПСТГУ Константин Михайлович Антонов, заведующий кафедрой Философии и религиоведения.

Мы взяли у Константина Михайловича небольшое интервью о его поездке в Америку:

Константин Михайлович, расскажите, пожалуйста, о научном центре, выступившим организатором этого мероприятия.

Конференция была организована Школой права университета Эмори, в которой работает уже много лет Центр религии и права, основанный известным американским юристом и философом права Гарольдом Берманом. В настоящее время этот центр выпускает серию книг, посвященную значению христианства в становлении правового мышления и выдающимся христианским юристам. И один из томов этой серии посвящен русской философии права. Собственно говоря, именно формированию этого тома и была посвящена эта конференция, в которой я принимал участие.

Кто принимал участие в этой конференции?

В ней принимали участие как русские, так и американские исследователи русской философии — и собственно последние и были основными организаторами. Это, прежде всего, Пол Вальер и Рэндэл Пул — авторы целого ряда книг, посвященных истории русского православия и русской религиозной мысли. Из отечественных исследователей были приглашены специалисты в области тех или иных аспектов изучения русской мысли и истории из самых разных учебных заведений: из Высшей школы экономики, с Юридического факультета МГУ, ну и я из Свято-Тихоновского университета.

Насколько мне известно, это мероприятие по форме не было обычной конференцией…

О, да, форма проведения этого мероприятия мне показалась чрезвычайно интересной и творческой. Его подготовка началась где-то за полтора года до самого собрания. Уже задолго до проведения мероприятия темы докладов были распределены между участниками, а приблизительно за месяц до его проведения тексты были бы уже написаны и разосланы всем участникам.

Соответственно, сама «конференция» проходила не как обычно, когда люди представляют свои доклады и потом, если остается какое-то время, происходит их обсуждение, так сказать, по остаточному принципу, но, поскольку тексты докладов были к тому времени уже всеми прочитаны, те 30–40 минут, которые посвящались каждому тексту, посвящались исключительно его обсуждению. И обсуждению, естественно, не столько с точки зрения его оценки — хорош он или плох, а с точки зрения того, что специалисты в этой области могли бы посоветовать друг другу для доведения этих текстов до какого-то более совершенного вида, и, главное, отвечающего целям данного конкретного издания.

Эта работа была продуктивной?

Она оказалась чрезвычайно продуктивной! Ты получаешь кучу предложений, рекомендаций и комментариев по доработке твоего текста…

И далее?

К концу лета авторы, теперь уже не спеша, по итогам этих дискуссий дорабатывают свои тексты, после чего, надо надеяться, выйдет в свет новая коллективная монография, благодаря которой выдающиеся русские юристы и философы права, в чьей жизни религия и христианство имели большое значение, войдут в ряд мировых христианских юридических мыслителей. И все получат возможность про них узнать и по достоинству оценить их место в мировой мысли.

Расскажите, пожалуйста, о Вашем разделе в этой монографии.

Мой текст был посвящен Павлу Ивановичу Новгородцеву. Этот мыслитель был фактическим главой школы религиозно-философской или идеалистической школы философии права к. 19 — нач. 20 в.

Эта школа, как и многие представители религиозной юридической мысли, в том числе упоминавшийся Гарольд Берман, стремилась к возрождению концепции так называемого естественного права как некоторой моральной основы правовой системы в целом и, соответственно, определенного типа политической активности.

Лично для Вас такой формат работы был полезен?

Конечно. Мой текст как и другие подвергся довольно интенсивной обработке со стороны коллег. Я получил ряд очень ценных рекомендаций. Его придется несколько сократить, увеличить биографическую часть.

Вообще, мне кажется, что такой формат можно было бы с успехом внедрить и у нас в Университете при планировании наших конференций. Например, мы тоже издаем сборники докладов после крупных конференций, таких, как например, «Собор и соборность». Но это другой формат. Было бы разумно задумывать конференцию под издание монографии. И таким же образом ее задолго планировать, приглашать участников, не просто со стороны, а являющихся специалистами в конкретной области. Получать заранее тексты, затем должно следовать их обсуждение, правка. И затем уже должна собираться книга. Это конечно требует определенного искусства планирования. Может быть в наших условиях делать так было бы затруднительно, но стремиться к этому, мне кажется, стоит.

#Емельянов Николай #Ореханов Георгий #Кольцов Александр #Антонов Константин #Польсков Константин #конференции #наука

Репортаж подготовил Николай Антонов
Фотограф Сергей Пронин
10 мая 2019
Яндекс.Метрика