Протоиерей Константин Гипп: «Действительно достоверные научные результаты не могут противоречить основным положениям христианской веры»
С этого года на Богословском факультете ПСТГУ открывается заочный академический бакалавриат по направлению 47.07.03 Религиоведение "Религиозная ситуация в России и мире". Мы поговорили с руководителем этой программы, протоиереем Константином Гиппом.
Отец Константин — митрофорный протоиерей, настоятель
Отец Константин, мы с Вами беседуем в связи с открытием с этого года религиоведческого профиля для поступающих на заочную форму обучения на Богословский факультет, однако позвольте вначале задать несколько личных вопросов. Вы заочно окончили семинарию в девяностые годы, зачем Вы после этого решили продолжить образование и поступить в
Мой путь в Церкви всегда был связан с миссионерским посылом, с желанием делиться той радостью и той истиной, которую я в свое время обрел в православии. Девяностые годы были достаточно специфическим периодом в жизни Церкви, когда нужно было дать образование максимально возможному количеству людей, уже принявших священный сан, но не имевших даже базового духовного образования. Качество образования при этом неизбежно страдало, и, конечно, в этом образовании практически не было аспекта, связанного с миссией в секуляризованной или прямо враждебной христианству среде. Кроме того, меня всегда интересовали другие религиозные традиции, и когда встал вопрос, заниматься религиоведением или богословием, этот интерес и определил сделанный мною выбор.
Часто приходится встречаться с мнением, что православному христианину незачем интересоваться другими религиозными традициями. Ведь есть истинная религия — православное христианство, а всё остальное — это ложь, заблуждение и вообще «бесовская выдумка». Зачем нам это изучать?
Конечно, я знаком с такой точкой зрения, но не разделяю ее. Одна из базовых дисциплин религиоведческого комплекса — это история религии. Она рассказывает о тех духовных поисках человечества, тех духовных метаниях и исканиях, которые человек, отпав от Бога, был вынужден предпринимать. Конечно, христианство — это истинная религия, но во всех других религиозных традициях и практиках есть
Когда молодой человек получает религиоведческое образование в наших стенах, какие у него дальнейшие перспективы? Где он может работать?
Могу ответить, исходя из своих сведений о наших выпускниках. Если брать Москву, то наши выпускники трудятся на штатных должностях приходских
Скажите, зачем, с Вашей точки зрения, священнику, закончившему семинарию, получать религиоведческое образование?
Наверное, бывают люди, у которых есть внутренняя тяга к получению знаний. Для меня изучить тот путь, который прошло человечество в поисках своей Небесной Родины, было очень интересно. Наряду с этим большое значение для
Каким должен быть абитуриент, который желает поступить на вновь открываемый религиоведческий профиль?
К сожалению, чаще всего базовые знания наших абитуриентов сейчас, оставляют желать лучшего. Хорошо, когда человек имеет представление об истории Церкви, о катехизисе, о православном богослужении. Но мне кажется, самое главное — это жажда знаний в области современных исследований религии, с одной стороны, и крепкая, укорененная в традиции православная вера — с другой.
Исторически, в нашем вузе в течение довольно длительного времени религиоведение существовало на двух факультетах — Богословском и Миссионерском. Отличались ли тогда эти направления и как они сосуществуют сейчас, после объединения всего религиоведения на одной кафедре Философии и религиоведения?
Религиоведение на Миссионерском факультете имело более апологетическую направленность. Я бы сказал, оно было конфессиональным религиоведением (хотя по поводу того, насколько применим этот термин, тоже ведутся споры). Религиоведение на Богословском факультете отличалось более академическим подходом. Оно стремилось активно взаимодействовать не только с церковными, но и со светскими учебными и научными центрами, например, с Минской духовной академией, Богословским Институтом св. Кирилла и Мефодия в Минске, с философским факультетом МГУ, Центром изучения религии РГГУ. Поскольку теперь у нас всё объединяется на одной кафедре, то, наверное, надо попытаться взять всё лучшее от обоих подходов. Тем более, что наше направление подразумевает специализацию на старших курсах, в том числе и по миссиологии.
В рамках изучения религиоведения в ПСТГУ всегда существовало и некоторое творческое напряжение и дискуссия между представителями разных направлений. Одни исследователи настаивают на необходимости применения метода эмпатии и стремлении понять феномен изнутри. Другие считают, что нельзя изучать новые религиозные движения как интересный религиозный феномен, но при этом забывать о реальных трагедиях и реально поломанных человеческих судьбах, которые оставляют за собой эти самые религиозные течения. Как эти два направления объединяются на одной кафедре?
Вы абсолютно верно обозначили проблемное поле, потому что действительно существует и то и другое. Существует феномен новых религиозных движений, которые необходимо изучать и, пользуясь методом эмпатии, постараться понять их изнутри. По крайней мере, необходимо понять процессы, которые там происходят, потому что они очень интересны и неоднозначны. В частности, пользуясь терминологией Александра Леонидовича Дворкина, «тоталитарные секты», которые были очень жесткими в начале и в середине девяностых, сейчас социализируются и встраиваются в российский социум. С другой стороны, Вы абсолютно правы, говоря, что личные трагедии происходят до сих пор, и у нас даже сейчас учатся студенты, которые или сами имели деструктивный опыт участия в различных новых религиозных движениях, или этот опыт имели члены их семей. Академический подход не должен заставлять нас закрывать глаза на эти явления. Он должен давать возможность их научного понимания именно для того, чтобы понять подлинные истоки этих трагедий и найти эффективные пути решения порождающих их проблем. Мне кажется, что должны сосуществовать оба подхода.
Вы сказали, что понятие «конфессиональное религиоведение» является спорным. Может ли быть религиоведение конфессиональным? Насколько объективно может судить исследователь о том, что ему самому дорого и внутри чего он сам живет? Не нарушается ли здесь принцип научной объективности?
Я глубоко убежден в том, что истина в конечном счете не двойственна и действительно достоверные научные результаты не могут противоречить основным положениям христианской веры. При научном подходе важно пользоваться научной методологией. При использовании этой методологии получаем, насколько это возможно, достоверные результаты и ими пользуемся. И внутри своей традиции применение научной методологии тоже необходимо. Сам по себе методологический принцип исключения трансцендентного или методологический атеизм — это вовсе не нейтральное отношение. Мы как наблюдатели и исследователи всегда влияем на саму ситуацию, кем бы мы ни были. Моя конфессиональная позиция (как и позиция любого другого, в том числе и внеконфессионального исследователя)
Отец Константин, в нашем университете дается не только широкий комплекс знаний о других религиозных традициях, но и достаточно солидная базовая подготовка в области православного богословия. Как бы Вы провели границу между теологическим исследованием и религиоведческим?
Говоря краток, религиоведение — это попытка независимого от
Позвольте в конце задать несколько формальных вопросов. Какие комплексы учебных дисциплин Вы предлагаете в рамках вновь открываемого профиля?
Если начинать с богословского блока — это Священное Писание Нового и Ветхого Заветов, догматика, литургика, история Церкви. Комплекс религиоведческих дисциплин включает в себя историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, феноменологию религии, антропологию религии, изучение новых религиозных движений. Естественно, есть блок общегуманитарних дисциплин, таких как история, философия, история и теория мировой культуры. На старших курсах конкретный набор дисциплин зависит уже от специализации, миссионерской (миссиология, история миссии) или
Каким будет объем учебной нагрузки? Сколько сессий в течение года и какова их длительность?
Нагрузка стандартна для заочного обучения — две сессии в год по 25 дней и пять лет обучения до уровня бакалавра. В дальнейшем предполагается открытие магистратуры. Для человека, который в дальнейшем собирается работать в науке или заниматься экспертной деятельностью, необходимо продолжение образования.
Вы говорили об экспертной деятельности как об одной из возможных сфер, где человек может применить свои религиоведческие знания. Еще десять лет назад экспертное сообщество в значительной степени было ориентировано на атеистическое религиоведение просто в силу того, что старшее поколение экспертов, позиционировавших себя как религиоведы, по сути дела получали религиоведческое образование в рамках не
Есть ли тенденции к этому? Понятно, что в науке всегда существует напряжение между разными школами и направлениями. Для науки это нормально.
Могу сказать, что на данный момент всплеск споров, который был связан с конкретными случаями проведения религиоведческих экспертиз, пока затих. В 2016 году было создано Русское религиоведческое общество , которое объединяет и представителей нашего университета, и внешних по отношению к церковному сообществу религиоведов. Его председателем является заведующий кафедрой Философии и религиоведения ПСТГУ профессор, доктор философских наук Константин Михайлович Антонов. В рамках этой организации мы проводим большое количество мероприятий. Студенты тоже могут стать членами этого общества. Мы видим одной из своих важнейших задач создание поля взаимопонимания между разными школами и разными подходами.
Спасибо, отец Константин. Мне только остается пожелать успехов Вам и вновь открываемому на Богословском факультете направлению заочного обучения по религиоведению.
#интервью #миссия #осознанная вера #наука