Новости

Чтец Андрей Дружинин выступил на конференции в Санкт-Петербургской Академии

В Санкт-Петербурге 13 и 14 мая прошла VII Международная научно-богословская студенческая конференция СПбДА. Наш Университет представил магистрант 2-го года обучения чтец Андрей Дружинин, выступивший на пленарном заседании конференции с докладом «Пастырская подготовка в России XVIII – начала XIX в.: западные идеи и их рецепция».

В этом году в работе конференции приняли участие 150 студентов и аспирантов различных духовных и светских учебных заведений, из которых 68 выступили с докладами. На мероприятии были представлены 28 вузов – кроме Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, также Московская и Киевская духовные академии, Белорусский, Бухарестский, Мюнхенский и Санкт-Петербургский университеты, Русская христианская гуманитарная академия, 16 духовных семинарий и другие учебные заведения.

Пленарное заседание VII Международной научно-богословской конференции было открыто протоиереем Димитрием Юревичем, проректором по научно-богословской работе СПбДА, передавшим участникам конференции приветствие и благословение ректора Духовной академии архиепископа Петергофского Амвросия (Ермакова). В своем вступительном слове отец Димитрий отметил, что подлинно православная богословская наука не ставит перед собой задач отвлеченного теоретизирования вероучительных истин, но предполагает живой и жизненный процесс познания Божественной истины для того, чтобы сообщить ее миру. Богословская наука должна развиваться не ради науки, но ради служения Богу и людям: «К каждому, кто работает на поприще богословия, предъявляются не только интеллектуальные требования, но и необходимость собственной живой, горячей веры в Бога. Богословие не является только «наукой» в схоластическом смысле: оно – нечто большее, оно – наука, которая выводит нас к искусству – искусству личного благочестия и спасения».

Открывший череду пленарных выступлений доклад чтеца Андрея Дружинина в какой-то степени развивал мысль отца Димитрия, делая акцент на роли богословия в пастырской подготовке. Так, докладчик отметил, что «особенно актуальной проблематика научного богословия становится в моменты реформ духовно-учебной системы – в моменты поиска новых парадигм и решений. В наши дни, когда российские духовно-учебные парадигмы также получают значительные изменения, в основу которых положен опыт западных университетов и российских светских учебных заведений, главная задача духовной школы – подготовка пастырей – должна не только не потерпеть какого-то ущерба, но получить новый импульс».

Доклад чтеца Андрея состоял из трех частей: в первой были выделены ключевые моменты развития пастырской подготовки и пастырского богословия в конце XVI-XVIII вв. в Европе – преимущественно в католичестве; в двух последних внимание обращено на российскую духовно-учебную традицию – до реформы 1808-1814 гг. и в первые десятилетия после реформы соответственно.

Обращаясь к истории, докладчик рассмотрел удачные и провальные прецеденты использования западных концепций в российской духовной школе на примере пастырской подготовки в XVIII-нач.XIX вв. Так, результатом развития западных концепций в XVIII веке стала пронизанная западным формальным схоластицизмом и увлеченная казуальным интеллектуализмом духовно-учебная традиция, которая мало приносила пользы пастырю в российской действительности. Толчок к пересмотру пастырской составляющей российского школьного богословия и усилению практических элементов на рубеже XVIII-XIX вв., очевидно, был дан с католического запада, где о искажении задач богословских школ задумались раньше. Однако потребовалось немало времени, чтобы переработать католические концепции, наполнить их православным содержанием, не впадая в очередную зависимость от них. Одним из результатов этой работы стало введение пастырского богословия как учебно-научной дисциплины в духовных академиях в середине XIX века, отвечающей нуждам российского духовенства.

Одним из главных выводов автора было то, что построение системы научной пасторологии в России происходило под влиянием нескольких иноконфессиональных концепций дисциплины, которым в течение долгого времени придавалось православное содержание.

По окончании пленарного заседания работа конференции продолжилась по семи секциям: библеистики, богословия и патрологии, истории Русской Православной Церкви, философии и религиоведения, филологии и русской литературы, общецерковной истории, пастырского богословия и литургики.

Иван Мыздриков по материалам пресс-службы СПбДА

#Дружинин Андрей

20 мая 2015
Яндекс.Метрика