Новости

Роман Соловьев: «В России я мог только читать об этом». Интервью о стажировке в Италии

Роман Соловьев, аспирант ПСТГУ по направлению филология, провел зимний семестр 2019–2020 на стажировке в знаменитом Università Cattolica в Милане. Мы поговорили с ним о проведенном там времени, об учебе и быте, а также о том, как попасть на такую стажировку.

Расскажите, пожалуйста, о самых ярких моментах стажировки.

Мне очень запомнилась первая встреча с ребятами из общежития. Нас там было человек двадцать со всего мира: из Колумбии, Испании, Италии, Сербии и т. д. Соответственно, мы общались на итальянском и английском, между которыми приходилось постоянно переключаться. Они очень любезно приняли меня в свою компанию, и мы замечательно провели тот вечер. Этот первый опыт общения в новой стране произвел на меня сильное впечатление, которое вдохновляло и поддерживало на первых порах.

Еще запомнилось то, что было в конце стажировки. После сдачи экзаменов я решил немножко поездить по пригородам Милана со своей хорошей знакомой. Мы договорились ехать в Болонью, но я каким-то образом сел на другой поезд и поехал в прямо противоположном направлении: на север, а не на юг. Я приехал в маленький городок, и там, несмотря ни на что, прекрасно провел время! Поначалу думал: вот незадача, как так вышло, а потом понял, что это даже к лучшему: в Болонье-то я уже был, а так целый день удалось провести в новом замечательном месте.

Какие курсы вы посещали в университете?

К сожалению, кроме учебы на мне было довольно много других послушаний, связанных с моей преподавательской деятельностью на дистанционном обучении в МДА. Поэтому я выбрал всего лишь три курса: древнехристианская литература, классическая филология (на самом деле, это была кодикология вперемешку с критикой текста и палеографией) и история античной философии, которая в действительности оказалась историей политической мысли в античности, что было даже интересней.

При выборе курсов я ориентировался на преподавателей, ведущих эти предметы. Они были просто прекрасны!

Историю античной философии я выбрал, потому что курс вела Мария-Луиза Гатти, большой специалист по Платону и неоплатоникам. Мы с ней несколько раз плодотворно побеседовали по поводу моей диссертации, так что это была не только история политической мысли, но и глубокое обсуждение философии Порфирия.

Классическую филологию вела Сильвия Барбантани, довольно известный специалист по папирологии. Она издала много папирусов Каллимаха. Поскольку эти занятия были со студентами третьего курса бакалавриата, то поначалу материал был совсем знакомый: общие сведения о папирусе, кодексе, свитках и т. п. Но затем мы углубились в критику текста: проследили ее историю, посмотрели, как она развивалась до К. Лахмана, потом начали изучение самого Лахмана, создавшего знаменитый метод, на основе которого и в наше время исследователи реконструируют stemma codicum, посмотрели современную критику этого метода, его недостатки, научились сами составлять стеммы. Это интересный опыт, потому что в России я мог только читать об этом, а здесь у меня была возможность самому составить стемму и поучиться у специалистов, которые сами активно занимаются изданием текстов.

Историю древнехристианской литературы вел профессор Марко Рицци, знаток Оригена. Мне понравилось, как он выстроил свой курс: это не было начиткой лекций, когда тебя накачивают информацией, которую ты потом должен предъявить лектору. Нет, курс рассчитан на то, что студент будет читать, и будет читать много. Для этого на электронной платформе «Blackboard» преподаватель заранее выкладывал все необходимые материалы: сканы книг, документов, конспекты лекций (маленькие листочки, на которых изложены основные тезисы, а не целая лекция), и основные книги, которые студент должен был прочитать к экзамену. На парах мы занимались тем, что читали отрывок из, допустим, Оригена и затем совместно обсуждали его, анализировали особенности его аллегорезы и сравнивали с аллегорией Филона Александрийского, и т. д. В итоге, это были практические занятия по чтению и понимаю христианских текстов с их спецификой, с их отличиями от текстов языческой культуры и анализом того нового, что они привнесли в греческую и римскую цивилизацию. Это было очень интересно!

Как Ваш итальянский? Подтянули?

Разумеется! Я ехал туда с хорошим грамматическим B2, но без языковой практики, поэтому с говорением были большие сложности. А на стажировке я смог значительно улучшить разговорный язык. Единственным минусом для изучения итальянского было международное общежитие, потому что в нем я в основном общался на английском. Но с филологами-классиками, которые меня посвящали в жизнь университета, и вообще в университете я общался на итальянском. Кроме того все лекции были на итальянском, доклады нужно было делать тоже на итальянском, поэтому практики было достаточно много, и я смею надеяться, что мой уровень существенно вырос.

Как был устроен быт?

Я поселился в студенческом общежитии Сан-Джузеппе, на станции метро Пиола, это примерно в 25 минутах от университета. У меня была небольшая одноместная комната с общим на две комнаты санузлом. Также там есть общая для всех живущих комната для общения и общая кухня. Там все устроено довольно непритязательно, зато цена была на 30% меньше по сравнению с тем, что предлагал университет. Рядом расположено два больших супермаркета, один экологический, что-то типа нашей «Азбуки вкуса», и подороже, другой вроде нашего «Перекрестка», так называемый «Pam», в котором закупались все наши студенты, потому что цены там гораздо демократичнее.

Какая была стипендия?

Стипендия была не такая большая — 850 евро. Это совсем немного, учитывая, что за жилье со скидкой я платил 450. Из оставшихся на жизнь 400, нужно купить проездной на метро, оплатить мобильную связь, сходить в столовую (обед стоил чуть больше семи евро) на жизнь остается не так много денег. Фактически, стипендия от университета не покрывала все расходы, так что мне приходилось тратить свои деньги.

Это важно иметь в виду. Успевали что-то помимо учебы?

Да, я побывал в нескольких городах и обстоятельно с ними познакомился. Несколько раз ходил в Ла Скалу — незабываемый опыт, — несколько раз был в галерее Брера, был в Уффици во Флоренции, сходил на несколько выставок и концертов, так что повидал я немало. Поскольку я пишу кандидатскую диссертацию, я ехал в Италию во многом ради занятий в библиотеках. Библиотеки там просто восхитительны, и, кроме того, в самом университете прекрасная коллекция книг по Античности, классической филологии и философии. Рядом находится Амброзиана — знаменитая библиотека, в которой в открытом доступе хранится множество древних рукописей. Работая в библиотеке, мне удалось собрать значительную часть намеченной мной библиографии, познакомиться с интересными книгами и даже что-то написать по моей работе.

Видно, что время Вы зря не теряли! У Вас сложились какие-то контакты со студентами или преподавателями?

Да, преподаватели, у которых я занимался, оставили мне свои контакты. Когда у меня возникали вопросы по учебе, я писал, и они охотно отвечали и помогали во всём разобраться. Более того, проф. Марко Рицци попросил меня, по окончании работы, прислать результаты моей диссертации, потому что он занимается схожей темой — влиянием Оригена на языческую мысль.

В заключение: что нужно сделать, чтобы поехать на стажировку?

В моем случае сделал я не так много. Мне предложила поехать на стажировку заведующая нашей кафедрой — Наталья Алексеевна Кулькова. ПСТГУ уже второй год участвует в программе ERASMUS+ c Università Cattolica. Наш Международный отдел объявил филологам (и филологического, и богословского факультетов) о возможности обучения в Милане в течение семестра. На нашем факультете выбрали меня, после чего со мной уже связались напрямую из университета и сообщили, что я могу подавать документы на визу. Поскольку пакет документов включает в себя 14 пунктов, среди которых страховка, нотариальные переводы и чего еще там только нет, то, как только получаешь приглашение от университета, нужно сразу этим озаботиться, чтобы все успеть. Я приехал на неделю позже потому, что посольство в сентябре работало весьма неспешно. Из-за этого я пропустил установочные мероприятия, так называемые orientational events, которые очень полезны для стажеров, и мне пришлось все наверстывать самостоятельно. Однако если все сделать вовремя, то ты приезжаешь за две недели до начала занятий и успеваешь влиться в местную жизнь, а университет предоставляет все возможности, чтобы познакомиться с жизнью университета, со студентами и освоиться с жизнью в Милане.

А если говорить о личных качествах студента?

Конечно, если ты не очень хорошо учишься, вряд ли тебе предложат стажировку. Кроме того, если ты не заинтересован каким-нибудь вопросом и тебе действительно не нужна эта стажировка, ты вряд ли извлечешь из нее пользу, а ехать на стажировку, чтобы развеяться — не вариант. Там придется довольно напряженно учиться, сдавать экзамены и в целом жить в новой языковой среде, что всегда требует большой отдачи. Но такая поездка, как я вижу сейчас, отучившись семестр в Милане, приносит очень положительные плоды и действительно расширяет твой горизонт.

Большое спасибо за беседу!

#стажировки #наука

25 марта 2020
Яндекс.Метрика