Новости

На втором заседании Научного студенческого общества обсудили «безрелигиозное христианство»

На втором заседании НСО обсуждалась тема «безрелигиозного христианства». В центре внимания была теология «смерти Бога» в понимании Томаса Альтицера (1927–2018), американского протестантского теолога. Доклад представлял Михаил Цикалов, студент 2-го курса, направления «Религоведение».

В начале собрания вступительное слово взял Вячеслав Ячменик, аспирант 1 года обучения БФ ПСТГУ, выразив свою личную заинтересованность проблемой. Он подчеркнул её актуальность: как во времена Альтицера, так и до сих пор в обществе живет мнение, что христианство умерло, потеряло своё былое значение. Такие слова отозвались в сердцах всех присутствующих и ещё больше подогрели желание рассуждать и пробовать дать ответ на сложившееся представление. Также Вячеслав упомянул, что схожая тема («Как говорить о Боге») поднималась на занятиях в Летнем лагере Богословского факультета, в котором он будет всех рад видеть в этом году.

Затем начался доклад Михаила Цикалова. Прежде чем приступить к изложению с идей и содержания основного труда Т. Альтицера «Смерть Бога. Евангелие христианского атеизма» он сделал краткий экскурс в историю вопроса. Это помогло всем узнать, когда и при ком впервые появились мысли о «смерти Бога», об утрате в христианстве истинной религиозности. Было рассмотрено выссазывание немецкого философа второй половины XIX века Фридриха Ницше «Бог мертв» («Gott ist tot»). Он один из первых стал громогласно отвергать Христа, которого проповедовала Церковь. На его взгляд, она воспитывала в верующих лишь комплекс вины, страха и робости перед неистинным образом Бога, чем вела всю свою «паству» к неизбежной погибели. Христианство не заметило, как Бог умер в душах верующих, оставив их в окружении внешних бессмысленных обрядов. Такая критика основ вероучения Церкви не могла остаться не замеченной. Возникли как сторонники, так и оппоненты.

Определенное влияние на формирование этой традиции оказал немецкий философ Мартин Хайдеггер, критиковавший теологию за то, что она отождествляла Бога с абсолютным бытием и превращалась в онтотеологию (Феноменология и теология).

Утверждения о гибели и дискредитации христианства с новой силой возобновились после мощных потрясений первой половины XX века: Первая и Вторая мировые войны, новые бесчеловечные политические режимы, кризис европейского просвещения. Остро звучали вопросы: «Как говорить о Боге после массового геноцида и холокоста? Как оставаться христианином, когда многие представители церкви сломались под гнетом фашизма, перешли на его сторону? " Традиционная теология теряла былое значение. Просходило отрицание религиозных практик и ограничение христианского свидетельства личным служением другим людям. Об этом писал, например, представитель радикальной теологии лютеранский пастор Дитрих Бонхёффер. Докладчик вкратце осветил его судьбы и богословские размышления.

Затем Михаил перешел к рассказу о том, кто попытался обобщить весь опыт приверженцев Ницше и изложить модель теологии смерти Бога — Томасе Альтицере. По мнению Альтицера, традиционная теология изжила себя, она уже не способна воспитывать современных христиан. Познать Бога можно через опыт, присутствием которого и продолжает являть Себя Бог. После того, как «Слово стало плотью» и было распято (в этом Томас отмечает уникальность христианства — историчность, что одна и та же Личность является и основателем, и Божеством), Христос перестал быть трансцендентен миру, отныне Он только имманентен.

Эмоции у слушающих менялись на протяжении всего повествования от легкого недоумения и удивления к возмущению и нетерпению. Поэтому, когда выделенное время для доклада истекло, многие были уже готовы высказать вырывающиеся размышления.

Обсуждение началось. Все отметили противоречивость и отрывистость идей Альтицера. Один из участников привёл метафору: Томас — словно всадник, пытающийся отправиться в путь, одновременно опираясь на две лошади, рвущиеся в разные стороны. Альтицер выстраивает свою «теологию» на Христе, при этом не полностью опирается на Священное Писание, а выбирает то, что ему нужно, то, с чем удобнее и проще будет обратиться к обществу. Он отвергает Священное Придание, все формы религиозности. Этим, видимо, хочет приспособить веру в Бога к сложившимся обстоятельствам жизни, секуляризировать образ Христа у Церкви. Таким образом, радикальная теология сводится к этике.

Однако участники решили не останавливаться только на критике рассуждений Альтицера. Это дело неблагодарное, не несущее за собой весомой пользы. Более важно было попробовать ответить на вопрос, повисший в воздухе: «Как нам, православной молодежи, защитить от нападок на устрой Церкви, незаменимые внешние проявления религии, самое главное — Таинства?».

Чтобы структурировать дискуссию, В. Ячменик предложил фиксировать ответы на доске. С этого момента все «соборным мышлением» старались сформулировать четкие, ясные, лаконичные формулировки. Дело оказалось непростым. Все чувствовали внутри себя решение проблемы, но озвучить его стройно получилось только в завершение заседания, когда время незаметно убежало на несколько шагов вперёд.

Христианство шире и глубже этики. Нельзя забывать о Воскресении Иисуса Христа, избавлении нас от власти греха, как об этом умалчивает Томас, о дарованной нам возможности через Таинства приближаться, приобщаться к Богу, причащаться Его Телом и Кровью во оставлении грехов и жизнь вечную. Таинства — это проявления трансцендентности Бога в этом мире. Трансцендентность не лишает и не отрицает Его имманентности. Этим решили завершить дискуссию.

Конечно, вопрос остался открытым. Над многим стоит ещё подумать. Но есть уверенность, что все участники получили новые знания и опыт рассуждения на такую серьёзную тему.

На последних минутах модератор заседания НСО Николай Столяров сделал анонс следующей встречи, дата которой пока не установлена точно. Был предложен новый формат его проведения — коллоквиум. Общим голосованием будет выбран богословский текст для совместного чтения и обсуждения на грядущем заседании. Прозвучали уже несколько предложений: Владимир Лосский «Богословское понятие человеческой личности»; «Диалог о вере и неверии» Умберто Эко и кардинала Мартини; статья Андрея Десницкого «Современная теория библейского перевода и православная традиция».

Ждём ваших предложений и приглашаем на следующее заседание НСО!

#Научное Суденческое Общество #наука #наука

Репортаж подготовил Елизавета Кудрявцева
Фотограф Анастасия Волынец
06 апреля 2021
Яндекс.Метрика