Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Абхазия, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь монах Должностьпослушник Год начала1897 Год окончания1924
Отличался особенным трудолюбием и смирением.
Тяжело заболел малярией, и врач настоятельно рекомендовал ему уехать, чтобы
переменить климат: "Если не уедешь отсюда, умрешь". А он, подумав, сказал:
"Умру, но из монастыря не уйду", и малярия прекратилась у него как бы сама собой
Был переведен на послушание на Иверскую гору (возле Иверской часовни) еще до
пострижения в монахи. Через некоторое время старший на Иверской горе монах
Агафангел направил Семена к архимандриту Иерону просить монашества, и он был
пострижен с именем Самон. Архимандрит Иерон потом весьма внимательно и уважительно
относился к о.Самону, ежегодно на день Ангела, 15 ноября, поздравлял и подносил
просфору.
После пострига монах Самон много дней слышал как бы за плечом пение
"Святый Боже...". Недоумевая, он сказал об этом старцу Макарию. Тот с одобрением
отметил: "Не многим так бывает".
О.Самон высоко ценил добродетель послушания и со всем усердием стремился к
приобретению сего блага. На этом пути его встретили многие препятствия. Так,
по воспоминания братии, о.Самон "был человеком благоговейным еще живя в миру,
никогда и курицы не зарезал, а ему дали послушание зарезать буйвола для
монастырских (мирских) рабочих". По смирению, он выполнил это послушание, хотя
далось оно с трудом.
В одно время напала на него сильная плотская брань. Он усиленно молился и
просил у Господа, если Ему это угодно, послать на него болезнь. И вскоре сильно
заболел желтухой, после которой плотская брань прекратилась. Стремясь к
целомудрию, он отвергал саможаление, во всю жизнь сохранил девственную чистоту.
Монах Самон проходил послушание на Иверской горе в течение 20 лет.
Даже в преклонных годах, будучи на послушании наблюдателя над мирскими рабочими,
доброхотно трудился вместе с ними.
Когда установилась Советская власть на Кавказе, то от всех потребовали подписку
и присягу новой власти, и отец Самон хотел спросить совета и благословения, как
ему поступить, у старца отца Василия, подвизавшегося также на Иверской горе,
а найти его нигде не мог. Прошло время, на подписку он так и не пошел и, увидев
о.Василия, уже не стал спрашивать его об этом и так все было ясно.
Однажды о.Василий сказал ему: "Знай, что блаженны и преоблаженны те люди, которые
за Государя побиты". В то время прошел слух, что два полка, Семеновский и
Преображенский, были расстреляны за верность присяге Государю Императору. И, слушая
такие высказывания благодатных старцев, отец Самон твердо определил свое
отношение к прежней царской власти и к новой, советской, которую иногда называл
"гусеницей всепожирающей".
В 1918г. монастырь потерял часть своих покосов, рыбный промысел, запретили
продавать виноград и яблоки.
В 1921г. часть монастырских земель была передана совхозу, а из братии была
организована "трудовая община". За "к/р деятельность" иноков на них была возложена
"трудовая повинность" работать в совхозе по 8 часов в день.
В 1924г. монастырь был закрыт окончательно, все его земли были переданы совхозу,
все святыни монастыря были разграблены.
Многие из братий бежали в горы. О.Самон не захотел никуда уходить, остался жить
на Иверской горе