Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT Дела
o60.181
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Служение
      Московская о., Зарайский р., с.Спас-Дощатый, Преображенская церковь 
      священник 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1936 
      В эти годы о.Алексий имел общение с архиепископом Феодором (Поздеевским) и
      архимандритом Поликарпом (Соловьевым). НКВД впоследствии вменило это ему в вину.
      Из протокола допроса (в декабре 1936г.):

          
      "— Где и при каких обстоятельствах Вы познакомились с Федором Поздеевским
             и Поликарпом Соловьевым?

           — С архиепископом Феодором (Поздеевским) я знаком с 1909г. в бытность его
             ректорства в Московской Духовной Академии. После, в 1917 и 1918 годах,
             я с ним встречался в Даниловском монастыре, где он был настоятелем, и в
             1933г. я встречался с ним в городе Зарайске у своей тещи... у которой он
             проживал на квартире.
             С архимандритом Поликарпом (Соловьевым) знаком по совместной учебе в
             Духовной Академии, и с того времени я с ним встречался до ареста, т.е.
             до 1924г. После освобождения я с ним встречался с 1932г. по день его
             отъезда из Зарайска, до начала 1936г....
             Мои встречи с архиепископом Феодором продолжались до его ареста, т.е.
             до 3 ноября 1934г....
             При наших встречах с архиепископом Феодором и архимандритом Поликарпом
             возникали беседы на тему церковной жизни дореволюционного периода и после,
             при существующем строе Советской власти, и главным образом касались вопроса
             закрытия духовных заведений, разгона и закрытия монастырей и уменьшения
             числа верующих... ".

      В 1936г. о.Алексий составил рукопись "Дополнение к проекту новой конституции",
      в которой предлагал включить в конституцию наряду со свободой антирелигиозной
      пропаганды также и свободу религиозной пропаганды. Он обсуждал содержание рукописи
      со знакомыми священниками о.Иоанном Смирновым, о.Петром Соловьевым и др.
      О.Алексий надеялся легальным образом провести свои предложения через Синод.
      В деле 1937г. (в протоколе допроса) имеется изложение содержания этой рукописи:

             "— Изложите содержание вашей рукописи...

             — Я в своей рукописи в качестве дополнения к проекту новой конституции
               выдвигал вопрос об изменении статьи 124, по которой сохраняется свобода
               антирелигиозной пропаганды за всеми гражданами. Я предлагал статью 124
               дополнить в том смысле, чтобы нам, служителям культа, по новой конституции
               была предложена полная свобода религиозной пропаганды как в церкви, так и
               вне ее.
               Устройство религиозных бесед в домах и общественных местах, религиозная
               пропаганда за всеми гражданами в общественных местах и в домах верующих
               должны быть подтверждены новой конституцией.
               Выдвигал я и другие вопросы: об оживлении церковной деятельности,
               об ограждении церковной жизни от административного вмешательства
               местных сельсоветов и райсоветов, сосредоточив все это в руках верховной
               власти. Это все я хотел сделать через Синод легальным порядком".

      Вскоре он был арестован
    Аресты 
    Осуждения 
    Места заключения 
[4]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ