Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT Дела o60.181 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
Служение
    Служение
    Московская о., Зарайский р., с.Спас-Дощатый, Преображенская церковь 
    священник 
    Год начала 1930 
    Год окончания 1936 
    В эти годы о.Алексий имел общение с архиепископом Феодором (Поздеевским) и
    архимандритом Поликарпом (Соловьевым). НКВД впоследствии вменило это ему в вину.
    Из протокола допроса (в декабре 1936г.):

        
    "— Где и при каких обстоятельствах Вы познакомились с Федором Поздеевским
           и Поликарпом Соловьевым?

         — С архиепископом Феодором (Поздеевским) я знаком с 1909г. в бытность его
           ректорства в Московской Духовной Академии. После, в 1917 и 1918 годах,
           я с ним встречался в Даниловском монастыре, где он был настоятелем, и в
           1933г. я встречался с ним в городе Зарайске у своей тещи... у которой он
           проживал на квартире.
           С архимандритом Поликарпом (Соловьевым) знаком по совместной учебе в
           Духовной Академии, и с того времени я с ним встречался до ареста, т.е.
           до 1924г. После освобождения я с ним встречался с 1932г. по день его
           отъезда из Зарайска, до начала 1936г....
           Мои встречи с архиепископом Феодором продолжались до его ареста, т.е.
           до 3 ноября 1934г....
           При наших встречах с архиепископом Феодором и архимандритом Поликарпом
           возникали беседы на тему церковной жизни дореволюционного периода и после,
           при существующем строе Советской власти, и главным образом касались вопроса
           закрытия духовных заведений, разгона и закрытия монастырей и уменьшения
           числа верующих... ".

    В 1936г. о.Алексий составил рукопись "Дополнение к проекту новой конституции",
    в которой предлагал включить в конституцию наряду со свободой антирелигиозной
    пропаганды также и свободу религиозной пропаганды. Он обсуждал содержание рукописи
    со знакомыми священниками о.Иоанном Смирновым, о.Петром Соловьевым и др.
    О.Алексий надеялся легальным образом провести свои предложения через Синод.
    В деле 1937г. (в протоколе допроса) имеется изложение содержания этой рукописи:

           "— Изложите содержание вашей рукописи...

           — Я в своей рукописи в качестве дополнения к проекту новой конституции
             выдвигал вопрос об изменении статьи 124, по которой сохраняется свобода
             антирелигиозной пропаганды за всеми гражданами. Я предлагал статью 124
             дополнить в том смысле, чтобы нам, служителям культа, по новой конституции
             была предложена полная свобода религиозной пропаганды как в церкви, так и
             вне ее.
             Устройство религиозных бесед в домах и общественных местах, религиозная
             пропаганда за всеми гражданами в общественных местах и в домах верующих
             должны быть подтверждены новой конституцией.
             Выдвигал я и другие вопросы: об оживлении церковной деятельности,
             об ограждении церковной жизни от административного вмешательства
             местных сельсоветов и райсоветов, сосредоточив все это в руках верховной
             власти. Это все я хотел сделать через Синод легальным порядком".

    Вскоре он был арестован

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ