База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДеньНаграждения 24 Дела oep.15 => oep.15 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Служение
    Служение
    Московская губ., г.Сергиев Посад, Вифанская Духовная Семинария 
    архимандрит 
    Должность ректор 
    Год начала 1912 
    День начала 28 
    Месяц начала 6 
    Год окончания 1918 
    Месяц окончания 9 
    28 июня 1912г. о.Герман, с возведением в сан архимандрита, был назначен
    ректором Вифанской семинарии, в то время как архимандрит Филипп стал ректором
    Московской семинарии (находившейся в то время в Москве).
    Прежде всего на новом посту о.Герман затеял ремонт семинарии.
    Он придавал этому, казалось бы, сугубо хозяйственному предприятию особое
    значение. В 1917г. в ответном письме выпускникам-семинаристам, он писал:
        
    "В чувстве красоты или эстетизма заключается основной тон моих настроений
         Это не нажитое, не искусственно культивированное чувство красоты,
         а данное мне самой природой сильнее других руководило мной и в большой,
         сложной работе по переустройству семинарии. Вместо прежней, мрачной
         мне хотелось создать что-либо светлое, изящное, красивое...
         Я знал, что внешняя изящная простота непосредственно влияет на душу...
         и пролагает в ней путь к влиянию или, по крайней мере, помогает влиянию
         другой, более совершенной красоты — красоты духовной. Поэтому я глубоко
         страдал, не как хозяин, а как художник и педагог, когда все это чистое и
         изящное стало очень и очень скоро ломаться, заплевываться, грязниться и
         разрушаться. То или иное отношение к красоте говорит об известной глубине
         души... об ее чуткости к более сложным явлениям высшего порядка.
         Душа, зачарованная красотой, всегда чутка, гибка и нравственно подвижна.
         Обратное явление говорит об ее холодности, рассудочности, замкнутости и
         черствости. Теперь вам станет понятно, почему я так странно болезненно
         реагировал на всякую небрежность или неряшливость в одежде воспитанника,
         в обращении его с казенными вещами и помещениями и т.п.
         Человек не может жить без красоты, но он, сознательно или бессознательно
         раболепствуя самодержцу-рассудку, притупляет и уничтожает в себе начало
         вселенскости, всечеловеческой соборности, начало синтеза всех своих
         психических и нравственных сил... то, что я называю чувством красоты...
         Посмотрите, сколько волнующей душу красоты в природе, которую еще
         не успел исказить человек, и как мало ее в его личной жизни.
         Мы не воспитываем в себе этого чувства. Отсюда мы мало и плохо чувствуем
         безобразие греха и порока и еще меньше чувствуем красоту добра и совсем
         почти не понимаем высшего средоточия этой красоты, всей ее поэзии,
         беспредельности и глубины — красоты веры и молитвы...
         Для меня богослужение — высшая поэзия, совершенная, "неизреченная"
         музыка, преображающая душу красота".

    В отремонтированной семинарии особенно нарядным выглядело праздничное
    убранство в день храмового праздника апостола Иоанна Богослова.
    К этому дню семинария была украшена трудами воспитанников зеленью,
    которая гирляндами расположена была по иконостасу храма.
    В том же году широко отмечался важный для Вифанской семинарии юбилей —
    столетие со дня кончины митрополита Платона. Накануне, 10 ноября,
    состоялось празднество в Спасо-Вифанском монастыре.
    11 ноября Вифанская семинария торжественно отмечала у
    себя юбилейную дату. Литургию, вместе с епископом Феодором и
    архимандритом Германом, служили архимандрит Товия, ректор Московской
    семинарии архимандрит Филипп, инспектор Казанской Академии архимандрит
    Гурий и другие, был приглашен знаменитый протодиакон Константин Розов.
    Семинария, как и Спасо-Вифанская обитель, отмечали "Московские церковные ведомости",
    вновь украсилась гирляндами зелени и цветов.
    Вообще семинарское хозяйство требовало многих забот.
    Семинария насчитывала около 350-ти воспитанников, которые не только учились,
    но и жили в ней. Квартиры большинства преподавателей находились при ней же.
    В феврале 1914г. был начат капитальный ремонт, о котором правление семинарии
    вело переписку с Синодом с 1910г. Производилась также реконструкция некоторых
    помещений, устраивалась современная канализация, сооружался новый колодец с
    водонапорной башней и проч. Основная часть работ была завершена в следующем
    году, но и после кое-что продолжало доделываться.
    В августе 1916 года по железной дороге прибыл заказанный у Оловянишниковых
    колокол весом 1.25 пуда и 3 фунта...
    Помимо административной работы в семинарии, отец Герман не оставлял и
    преподавания Священного Писания.
    Труды архимандрита Германа на посту ректора были оценены священноначалием:
    24 мая 1916г. он был награжден орденом святого равноапостольного
    князя Владимира четвертой степени.
    Живя в Сергиевом Посаде, о.Герман посещал процветавшую в то время
    Смоленскую Зосимову пустынь, где подвизались два знаменитых старца —
    схиигумен Герман и иеросхимонах Алексий, и сблизился там с некоторыми монахами,
    особенно часто посещал Гефсиманский скит, с настоятелем которого игуменом
    Израилем его связывали особенно тесные дружеские отношения.
    Часто посещал Свято-Троицкую Сергиеву Лавру — среди ее насельников он нашел
    близких себе по духу.
    Ко времени жизни в Сергиевом Посаде относится также знакомство о.Германа
    с семейством Верховцевых, Верой Тимофеевной и ее дочерью Натальей Александровной,
    поселившихся там в 1916г. Вера Тимофеевна была духовной дочерью о.Иоанна
    Кронштадтского и оставила воспоминания о нем.
    Отношение о.Германа к Вере Тимофеевне было глубоко почтительным, хотя он и
    не всегда соглашался с ее суждениями.
    Благодаря Вере Тимофеевне о.Герман сблизился и с митрополитом Макарием.
    С Н.А.Верховцевой о.Германа соединяли глубокие дружеские чувства — они были
    родные по духу.
    Переписка с Верховцевыми продолжалась до самого последнего ареста
    епископа Германа. Письма Владыки были сохранены Натальей Александровной.
    Отец Герман бывал также в семье своего брата Леонида Степановича,
    находил время и для занятий со своими маленькими племянницами.
    Племянница Галина Леонидовна вспоминала:
        "Когда епископ Герман жил в Вифании, он брал нас с сестрой с собой
         на прогулку в Платоновскую рощу. Считалось, что митрополит Платон любил
         в ней гулять...
         Наша семья была музыкальная, и в доме часто звучало фортепиано.
         Мне навек запомнилось выражение лица Владыки во время исполнения Бетховена.
         Он сосредоточенно слушал, с каким-то самоуглубленным вниманием.
         Казалось, он отрешен от людей, от окружающей обстановки.
         Ни у кого я не видела больше такого выражения лица...
         Помню кабинет Владыки в Вифании. Большая комната, два окна.
         Большой письменный стол, стоящий торцом к окну... Много книжных шкафов...
         Фисгармония — на другой стороне, у стены...
         Играл Владыка не учась, по слуху. У него был хороший голос, и он пел
         за церковными службами.
         Еще осталась в памяти молельня. Это небольшая комната, вся увешанная иконами,
         среди которых были старинные, несколько икон современного художника,
         который расписывал академическую церковь в Сергиевом Посаде.
         В молельне стоял аналой, пахло ладаном и горели лампады, было уютно и
         строго, как в церкви".

    В июле-августе 1915г., во время семинарских каникул, по распоряжению
    св.Синода, архимандрит Герман служил священником в Могилевской военно-местной церкви.
    Весной и летом 1917 года, с 1 апреля по 10 августа, отец Герман, уже
    не по предложению Синода, а по своему личному побуждению, отправился
    как священник в действующую армию. Там он получил письмо выпускников,
    наставником которых, инспектором и ректором, он был в течение шести лет и
    прочитал слова, которые явились для него великой наградой за его
    самоотверженное служение в семинарии:
        "Наше искреннее слово к Вам, окидывая взором протекшие шесть лет,
         в то же время может и Вами считаться как итог Вашей жизни в Вифании.
         ...Мы Вам единодушно говорим: дух святителя Платона, небесного покровителя
         и управителя (ректора) нашей семинарии, невидимо руководил Вашей
         деятельностью, благодаря тому, что Вы благоговели перед его личностью
         и жили теми заветами любви, которые оставил семинарии ее устроитель.
         Любовь к юношеству и забота о нем диктовалась Вам этими заветами, а
         также и Вашим юношески искренним и добрым характером.
         Только теперь, простившись с Вами, как это всегда бывает, мы во всей
         полноте, и притом все до единого, искренне поверили в Вашу любовь,
         не жалеющую себя. Поверьте же, наш отец Ректор, и в искренность нашей
         постоянной благодарной любви. В наших глазах Вы выросли много выше других
         наставников: поэтому в своем дальнейшем возрастании мы постоянно будем
         просить Ваших советов, Ваших молитв. Некоторые из нас никогда не
         забудут того светлого настроения, которое мы выносили в великие
         праздники из храма нашего Апостола Покровителя.
         Именно Вы сообщали службе церковной светлую праздничность, ту торжественность,
         которая поднимает молитвенное настроение".

    Вернувшись с фронта, о.Герман продолжил свое прежнее служение.
    Над семинарией, в которую им было вложено столько любви и молодых сил, нависала
    угроза закрытия.
    17.01.1918г. о.Герман был определен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии,
    но хиротония по каким-то причинам не состоялась.
    Вифанская семинария была закрыта в сентябре 1918г. и до последних
    дней ее существования архимандрит Герман оставался ее ректором

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ