База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДеньНаграждения 24 Дела oep.15 => oep.15 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
Места заключения
    Места заключения
    Узбекская ССР, Каракалпакия, г.Ходжейли 
    Год начала 1926 
    День начала 10 
    Месяц начала 10 
    Год окончания 1928 
    День окончания 14 
    Месяц окончания 1 
    В Ходжейли Владыка провел остающийся срок ссылки. Здесь он узнал о "Декларации"
    митрополита Сергия, на которую отзывался в нескольких письмах.
    Он поддержал "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского).
    Из его письма о.Михаилу Шику от 22.08.1927г., где в конспиративной форме
    высказывается о "Декларации":
        
    "Вы, конечно, знаете о синдикате МС [митрополита Сергия] и о том, что ему
         выдан патент. Многие полагают, что можно бы, пожалуй, лучше жить и
         без синдикатов и патентов, но я думаю, что это необходимо для середняка
         и бедняка, и раз это совершилось, то не без воли Божией...
         Не надо, отвергши терпение, радость тесного пути, низко в унынии опускать
         голову... восхваляя Господа за то, что через страдания Он порождает здесь
         на земле нечто от вышних, запечатленное несомненно Духом Святым.
         Какую светлую бодрость должно это вливать в сердце каждого путника и
         пришельца на земле сей! Да будет Господь милостив к островитянам,
         и особенно к тому из них, кому на сердце взошли эти чистые и сильные
         своей правдой истины о Церкви Православной!".

    14.01.1928г. Владыка пишет Н.Д.Шаховской-Шик по поводу неудовольствий, которые
    вызывали у духовенства многие распоряжения митрополита Сергия:
        "Я считаю более безопасным в духовном отношении и правильным в каноническом
         смысле идти за плугом даже в том случае, когда хозяин его, своими ли
         слабостями или резкостями личного характера, затрудняет работу.
         Что эта работа, несмотря на многое несовершенство как самих работников,
         так и их инструкторов, все же Божья работа — об этом ясно свидетельствуют
         самые глухие уголки Севера и других наших окраин, где часто почти
         в буквальном смысле повторяется то, что сказано в 36 и 37 ст. Апостола,
         который читается перед Рождеством Христовым" (12 февраля 1928г.).
         [Рим. 8, 36–37: За Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец,
         обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас].
    И еще ранее в письмах В.Т.Верховцевой епископ Герман выразил суть своего
    подхода — подлинно христианского — к оценке поступков людей:
        "...Думаю, было бы спасительней для всякого из нас останавливаться на
         светлом и добром даже у слабых и малодушных, чем с суровой жестокостью
         видеть лицемерие даже там, где, быть может, есть только простое малодушие
         или, еще больше, неправильная тактика. Апостол Петр был совсем не лицемер,
         а, однако, позорно отрекся от Христа перед простыми служанками. А всякому
         сильному надо помнить слова Апостола: считающий себя сильным пусть будет
         осторожным, чтобы не упасть...".
         "...То разложение духовенства, о котором Вы вскользь упоминаете в своем
          письме, только свидетельство этого духовного общего измельчания.
         Если принять без оговорок Ваше мнение, то становится просто жутко.
         Только все же и среди этой среды есть новые или еще формируются и
         заквашиваются в горниле испытаний и лишений, и это дает надежду, что
         Дух Божий не окончательно еще отошел от нас и что болезнь, быть может,
         будет иметь благой конец" (23 сентября 1927 года).
    14 января 1928г. епископ Герман получил разрешение на выезд из ссылки.
    Освобожден 14 января 1928г.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ