Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Тульская губ., Каширский у., пог.Спас-Детчин (Московская о., Каширский р., с.Б.Руново (Спас-Детчино)), Спасо-Преображенская церковь иерей, протоиерей Должностьнастоятель, законоучитель, заведующий церковно-приходской школы Год начала1898 День начала6 Месяц начала12 Год окончания1937
С 6 декабря 1898г. о.Петр являлся настоятелем Спасо-Преображенской церкви пог.Спас-Детчин Каширской уезда.
Преображенская церковь пог.Спас-Детчин имела теплые приделы: с южной стороны
трапезной в честь св.Пророка Илии, с северной стороны в честь свт.Николая Чудотворца.
О.Петр был женат на Иустинье Михайловне, дочери протоиерея Михаила Прохоровича
Архангельского. Все ее братья стали священниками: Сергей, Николай, Владимир, Василий, священномученик,
Леонид (прошел лагеря и тюрьмы).
В семье Ильинских были дети четыре дочери и три (четыре?) сына.
Сохранилась фотография о.Петра с матушкой и детьми, на которой видны
сыновья (510 лет): Михаил (умер в 1966г.), Владимир (умер в 1971г.),
Константин; дочери: Ольга, Клавдия (младенец на руках матушки Иустиньи).
С 1898г. о.Петр Ильинский стал бессменным настоятелем Спасо-Преображенской церкви.
Помимо уроков с детьми в школе грамотности, он проводил катехизические беседы
со взрослыми.
По его предложению при школе в честь столетнего юбилея Тульской епархии была
организована библиотека. За свою ревность к просвещению прихожан он неоднократно
удостаивался похвальных слов от благочинных округа.
О.Петр активно занимался хозяйственным благоустройством прихода. По его инициативе
в 1903г. для церковно-приходской школы прихожане построили отдельный дом.
В 1904г. при храме был выстроен отдельный крытый железом дом для псаломщика.
В 1907г. на испрошенные у Св.Синода средства была сделана пристройка к церковной школе
с квартирами для учителя и сторожа, раздевалка для учеников.
В том же 1907г. вокруг храма была выстроена каменная ограда с железными
решетками, которая сохранилась и до наших дней.
В 1906г. в приходе изменился состав церковно-приходского попечительства: более
половины его составил фабричный народ, который выбрал себе в председатели местную
помещицу О.П.Кованько, вслед за этим с ее стороны последовал ряд неблаговидных
поступков: своевольное распоряжение зданием церковной школы, оскорбления
церковного старосты и др. О.Петром ей были сделаны законные внушения, и с тех пор
она старалась о.Петра всячески очернить. Она написала письмо наблюдателю
церковных школ Каширского уезда, обвиняя священника в том, что он "Изнуряет своих учеников, посылая их по средам и пятницам Великого Поста к Преждеосвященной Литургии, и после они все-таки должны заниматься в школе",
но это дело не увенчалось успехом.
После неудачи она сняла с себя обязанности попечительницы, но обиды своей не
забыла и подговорила нескольких крестьян написать донос на о.Петра, и в 1907г.
епископу Тульскому и Белевскому Лаврентию (Некрасову) поступило прошение
"о замене приходского священника другим "за его несправедливые поступки".
В январе 1908г. духовный следователь священник Николай Глебов начал следствие.
Оказалось, что все жалобщики от дачи личных показаний отказались, что "жалобы
ими были написаны давно (более полугода назад), и многие забыли их содержание и
заявили, что никакого суда и следствия над священником не желали. Показания
свидетелей и ответы на них о.Петра выявили несостоятельность всех обвинений.
О.Петр продолжал служение в приходе с.Спас-Детчин.
По его инициативе в 1914г. "с целью противодействовать чрезмерному употреблению
всяких спиртных напитков в населении прихода и содействовать к поднятию в последнем
доброй нравственности" при храме было открыто Николаевское общество трезвости.
Учредителями общества стали о.Петр, псаломщик Василий Рождественский, староста
Иван Мухин и еще около десяти прихожан. Каждый член общества записывался в книгу
и получал билет, на котором было написано время его зарока (не меньше месяца).
Помимо вина, членам общества предписывалось воздерживаться от божбы, проклятий,
сквернословия, драк; они обещались, по возможности, посещать богослужения в
воскресные и праздничные дни, ежегодно исповедоваться и приобщаться Святых Христовых
Таин. За нарушение данного обета, в случае своего неисправления, член общества
удалялся из него.
О.Петр неоднократно публиковал в Тульских Епархиальных Ведомостях свои очерки и
статьи, которые показывают литературный талант автора, а также его любовь
к родной земле и к жизни своих наставников и собратьев по служению.
О.Петр написал статью в память своего тестя, протоиерея Михаила Прохоровича
Архангельского, скончавшегося 7 сентября 1909г., которая была опубликована
в 1910г. в Тульских Епархиальных Ведомостях.
За свою плодотворную пастырскую и педагогическую деятельность о.Петр был удостоен
от священноначалия многих церковных наград, возведен в сан протоиерея.
О.Петр являлся настоятелем Преображенской церкви пог.Спас-Детчин более 40 лет,
вплоть до ареста. До недавнего времени были живы прихожане церкви, которые
помнили о.Петра и очень тепло отзывались о нем.
При Советской власти в 1930-х годах историческое название села Спас-Детчин было
заменено на Бесово. В 2003г. Бесово было переименовано в пос.Большое Руново, а
в память о погосте-селе осталось название улицы Спас-Детчинская.
В 1937г. Преображенская церковь была закрыта, вновь открыта в 1940-х гг.