Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич), митрополит
1854, 27 сентября родился в с. Могилы Веневского
уезда Тульской губ. в семье протоиерея.
1871 поступил в Тульскую Духовную Семинарию.
1877 поступил в МДА.
1881 окончил МДА со степенью кандидата (магистранта) богословия.
1881, 15 августа преподаватель латинского языка Раненбургского
духовного училища.
1882, 7 декабря помощник смотрителя Скопинского духовного
училища.
1885, 7 марта пострижен в мантию после смерти жены
и сына.
1885, 10 марта рукоположен во иеромонаха.
1886, 4 декабря инспектор Томской Духовной Семинарии.
1886, 14 декабря возведен в сан игумена.
1888, 20 января ректор Иркутской Духовной Семинарии
в сане архимандрита.
1889, 10 сентября хиротонисан во епископа Киренского
викария Иркутской епархии (в Иркутском Вознесенско-Иннокентиевском
монастыре); хиротонию совершали архиепископ Иркутский Вениамин и
епископСеленгинскийМакарий.
1893, 17 июля епископ Тобольский и Сибирский.
1897, 4 октября епископ Рижский и Митавский.
1904, 6 мая возведен в сан архиепископа.
1910, 13 августа архиепископ Виленский и Литовский.
1913, 22 декабря архиепископ Ярославский и Ростовский.
Присутствующий в Святейшем Синоде, Член Предсоборного Совета.
Член Священного Собора Российской Православной Церкви 19171918
гг.
1917, 28 ноября/11 декабря возведен в сан митрополита.
1918, 6 марта член Высшего Церковного Совета при
св. Патриархе Тихоне, избранный Священным Синодом.
1922, 16 мая привлеченный к судебной ответственности
в качестве обвиняемого по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей
св. Патриарх Тихон временно передает митрополиту Агафангелу патриаршие
права и обязанности.
1922, 18 июня выпустил послание о вступлении во
временное управление Православной Русской Церковью.
1922, 28 июня заключен под домашний арест в Спасском
монастыре г. Ярославля.
1922, 22 августа переведен в одиночную камеру тюрьмы
г. Ярославля.
Переведен в комнату при караульном помещении Ярославского ГО ГПУ.
1922, осень в заключении во Внутренней тюрьме ГПУ
в Москве.
1922, 25 ноября осужден Комиссией НКВД РСФСР
по административным высылкам.
Приговорен к 3 годам ссылки.
1922, 28 ноября переведен в Таганскую тюрьму в
Москве.
1922, 28 декабря выслан.
19231925 в ссылке в с. Колпашево в Нарымском
крае (Томская губ.).
1925, 7 января по завещательному распоряжению св. Патриарха
Тихона назначен вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего
Престола.
1925, осень 1926, весна по окончании срока
ссылки задержан в тюрьме г. Перми.
1925, 5 декабря по завещанию Местоблюстителя Патриаршего
Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского) назначен вторым
кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола.
1926, 18 апреля выпустил послание о вступлении
в права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя (г. Пермь).
1926, 27 мая (12 июня?) ради соблюдения церковного
мира отказался от прав на Местоблюстительство.
1926 возвратился в г. Ярославль.
1928, 6 февраля вместе с группой архиереев Ярославской
епархии выпустил декларацию об отделении от митрополита Сергия (Страгородского)
и учрежденного при нем Временного Патриаршего Священного Синода.
1928, май митрополита Агафангела посетили посланные
к нему митрополитом Сергием (Страгородским) архиепископ Рязанский
Иувеналий (Масловский) и протоиерей Владимир Воробьев, московский
благочинный. Митрополит Агафангел благожелательно ис
во что бы то ни стало, митрополит Агафангел снова по
чувству долга соглашается возвысить свой авторитетный глас и
выступить с исповедническим Обращением от 6 февраля 1928 г., в
котором он вместе с другими четырьмя иерархами отказывается от административного
подчинения митрополиту Сергию и переходит на самоуправление
предусмотренное указом св. Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 г.
Однако, убедившись в том, что митрополит Сергий не внемлет адресованным
ему протестам, но готовит каноническую расправу, которая
только усугубит разделения и беды, митрополит Агафангел снова уступает
и соглашается не порывать общения и административного единства.
В этих скорбных и мучительных переживаниях выявились
высота души старца-митрополита, его желание стоять за правду, и в
то же время готовность претерпеть унижение и уступить, выяснилось
тождество его духовного устроения с другим страдальцем за веру
св. митрополитом Петром, Местоблюстителем Патриаршего Престола, их
благодатное взаимопонимание и доверие друг к другу. Удивительное,
кажется порой, почти детское простодушие и душевная чистота обоих
подвижников делали их неспособными к расчетливой дипломатии и политической
борьбе, необходимых, чтобы удержать в своих руках внешнюю административную
власть. Но они умели быть верными Христу до смерти, и именно это делало
их теми святыми, чьи подвиги действительно утверждают Церковь Христову. * Акты. С. 218221, 421, 456457, 463, 467
475, 478, 493. * ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 74. * Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви
19171918 гг. Т. 1. С. 60. * Иером. Дамаскин (Орловский). Кн. 2. С. 370400. * Митр. Мануил (Лемешевский). Т. 1. С. 3238. * Прот. Владимир Воробьев. * Протопр. М. Польский. Ч. 1. С. 144147. * Состав Святейшего Синода на 1917 г. С. 4647.