Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Феодосий (Ващинский Дмитрий Васильевич) Дела ob7.29 => ob7.29 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Служение
      Ленинградская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии 
      Год начала 1928 
      День начала 9 
      Месяц начала 5 
      Занимая Лужскую кафедру, епископ Феодосий много потрудился над устроением
      церковной жизни. Он часто посещал приходы, в том числе в погранполосе
      (рядом проходила граница с Эстонией). Везде, где мог, совершал богослужения.
      Через год его перевели в Белоруссию
      Могилевская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Могилевский 
      Год начала 1929 
      День начала 24 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1933 
      По благословению Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита
      Сергия (Страгородского) владыка Феодосий получил назначение на Могилевскую
      кафедру.
      24 апреля 1929г. приехал в этот древний белорусский город.
      До революции в Могилеве действовало 29 православных церквей, имелись духовная
      семинария и духовное училище. К началу 1930-х годов действующими оставались
      считанные церкви. Сам Могилев в 1920-е годы являлся одним из центров
      распространения обновленчества. До 1928г. в нем имел свое местопребывание
      т.н. Белорусский Священный Синод, в котором председательствовали обновленческие
      "митрополиты", одновременно считавшиеся правящими "архиереями" Могилевской
      епархии.
      Служение владыки Феодосия (Ващинского) в Могилевской епархии
      протекало на фоне борьбы с обновленцами и резкого неприятия автокефалистов.
      У него вызывали неприятие не только обновленцы, но и та часть белорусского
      духовенства, которая группировалась вокруг епископов Филарета (Раменского) и
      Николая (Шеметилло), занимавших две викарные кафедры Минской епархии:
      Бобруйскую и Слуцкую, и державшихся т.н. автокефальной ориентации.
      Епископ Феодосий выступил против провозглашения автокефалии Белорусской Православной Церкви
      В своей архипастырской деятельности он столкнулся с очагами раскольнической
      деятельности, которые сохранялись в Могилеве и в близлежащих к Могилеву
      Оршанском, Мстиславском, Чаусской и Рогачевском районах.
      Занятие им епископской кафедры в Могилеве совпало с началом коллективизации.
      Разрушение деревни и многочисленные аресты, прокатившиеся в период коллективизации
      по Восточной Белоруссии, сопровождались закрытием церквей и тем, что некоторые
      священнослужители подавали епископу Феодосию прошения об увольнении.
      На таких прошениях владыка накладывал резолюции:
          
      "Лишается сана с предупреждением, что обратно принят никогда не будет,
           даже в том случае, если власть переменится" .
      Вскоре после вступления в управление епархией он разослал
      духовенству Могилевщины циркуляр, в котором предписывал в случае
      угрозы закрытия храмов забирать антиминсы и сдавать их ему.
      Прекрасный проповедник, епископ Феодосий часто прямо с амвона говорил
      о тех притеснениях, которым подвергалось духовенство со стороны властей,
      высказывался о непосильном налогообложении церквей, которое ставило священство на
      грань нищеты.
      13 августа 1930г. он был назначен епископом Сталинградским, но назначение
      отменено и с 5 сентября 1930г. он оставлен епископом Могилевским.
      По не зависящим от него обстоятельствам епископ Феодосий не успел полностью
      ликвидировать обновленческий раскол в Могилевской епархии.
      В 1932/1933 гг. участвовал на зимней сессии Св.Синода.
      В день празднований Крещения Господня 1933г., совершая богослужение
      в Свято-Покровской церкви Могилева, при стечении примерно тысячи молящихся,
      владыка Феодосий произнес проповедь:
           "Дорогие братья и сестры! Наша Истинно-Православная Церковь
            в настоящее время находится в тяжелых условиях. Лучшие сыны нашей
            многострадальной Церкви из духовенства томятся в тюрьмах и ссылках.
            Оставшееся духовенство обременяется непосильными налогами.
            Нужно молиться и поститься, и Бог избавит нас от гонений и нападок со
            стороны безбожников. История Православной Церкви знает гонителей веры
            Христовой, но все они погибли в течение непродолжительного времени.
            Так будет и теперь"
    Аресты 
    Осуждения 
    Места заключения 
[4] [5]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ