Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Ленинградская епархия епископ Должностьепископ Лужский, викарий Ленинградской епархии Год начала1928 День начала9 Месяц начала5
Занимая Лужскую кафедру, епископ Феодосий много потрудился над устроением
церковной жизни. Он часто посещал приходы, в том числе в погранполосе
(рядом проходила граница с Эстонией). Везде, где мог, совершал богослужения.
Через год его перевели в Белоруссию Могилевская епархия епископ Должностьепископ Могилевский Год начала1929 День начала24 Месяц начала4 Год окончания1933
По благословению Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита
Сергия (Страгородского) владыка Феодосий получил назначение на Могилевскую
кафедру.
24 апреля 1929г. приехал в этот древний белорусский город.
До революции в Могилеве действовало 29 православных церквей, имелись духовная
семинария и духовное училище. К началу 1930-х годов действующими оставались
считанные церкви. Сам Могилев в 1920-е годы являлся одним из центров
распространения обновленчества. До 1928г. в нем имел свое местопребывание
т.н. Белорусский Священный Синод, в котором председательствовали обновленческие
"митрополиты", одновременно считавшиеся правящими "архиереями" Могилевской
епархии.
Служение владыки Феодосия (Ващинского) в Могилевской епархии
протекало на фоне борьбы с обновленцами и резкого неприятия автокефалистов.
У него вызывали неприятие не только обновленцы, но и та часть белорусского
духовенства, которая группировалась вокруг епископов Филарета (Раменского) и
Николая (Шеметилло), занимавших две викарные кафедры Минской епархии:
Бобруйскую и Слуцкую, и державшихся т.н. автокефальной ориентации.
Епископ Феодосий выступил против провозглашения автокефалии Белорусской Православной Церкви
В своей архипастырской деятельности он столкнулся с очагами раскольнической
деятельности, которые сохранялись в Могилеве и в близлежащих к Могилеву
Оршанском, Мстиславском, Чаусской и Рогачевском районах.
Занятие им епископской кафедры в Могилеве совпало с началом коллективизации.
Разрушение деревни и многочисленные аресты, прокатившиеся в период коллективизации
по Восточной Белоруссии, сопровождались закрытием церквей и тем, что некоторые
священнослужители подавали епископу Феодосию прошения об увольнении.
На таких прошениях владыка накладывал резолюции: "Лишается сана с предупреждением, что обратно принят никогда не будет, даже в том случае, если власть переменится" .
Вскоре после вступления в управление епархией он разослал
духовенству Могилевщины циркуляр, в котором предписывал в случае
угрозы закрытия храмов забирать антиминсы и сдавать их ему.
Прекрасный проповедник, епископ Феодосий часто прямо с амвона говорил
о тех притеснениях, которым подвергалось духовенство со стороны властей,
высказывался о непосильном налогообложении церквей, которое ставило священство на
грань нищеты.
13 августа 1930г. он был назначен епископом Сталинградским, но назначение
отменено и с 5 сентября 1930г. он оставлен епископом Могилевским.
По не зависящим от него обстоятельствам епископ Феодосий не успел полностью
ликвидировать обновленческий раскол в Могилевской епархии.
В 1932/1933 гг. участвовал на зимней сессии Св.Синода.
В день празднований Крещения Господня 1933г., совершая богослужение
в Свято-Покровской церкви Могилева, при стечении примерно тысячи молящихся,
владыка Феодосий произнес проповедь: "Дорогие братья и сестры! Наша Истинно-Православная Церковь в настоящее время находится в тяжелых условиях. Лучшие сыны нашей многострадальной Церкви из духовенства томятся в тюрьмах и ссылках. Оставшееся духовенство обременяется непосильными налогами. Нужно молиться и поститься, и Бог избавит нас от гонений и нападок со стороны безбожников. История Православной Церкви знает гонителей веры Христовой, но все они погибли в течение непродолжительного времени. Так будет и теперь"