База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДеньСмерти 3 Дела ozr.30 => ozr.30 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
Служение
    Служение
    Югославия, г.Белград, Русская церковь Св.Троицы 
    иерей 
    Год начала 1945 
    Месяц начала 4 
    Год окончания 1947 
    20 апреля 1945г. о.Владимир Мошин был принят в юрисдикцию Московской Патриархии.
    В 1947г. церковь св.Троицы в Белграде стала подворьем Московской Патриархии.
    Семья Мошиных, как и семьи других иереев, приняли советское гражданство.
    В этот период В.А.Мошин размышлял о переезде и продолжении научной работы в СССР,
    но было одно серьезное обстоятельство, которое исключало такой переезд —
    это невозможность совмещать в СССР научную работу и обязанности священника.
    В этом же 1947г. возобновилась научная жизнь в Белграде.
    Начали создаваться научные институты Академии Наук. Одним из первых образовался
    Исторический институт Академии Наук, куда Мошина пригласили на должность
    старшего научного сотрудника, однако он к тому времени уже вел переговоры о
    переезде в г.Загреб.
    Летом 1947г. семья Мошиных переехала в г.Загреб
    Югославия, г.Загреб, Преображенская церковь 
    протоиерей 
    Должность сверхштатный священник 
    Год начала 1947 
    Год окончания 1959 
    В Загребе о.Владимир получил место директора Архива Академии Наук и Искусства
    по приглашению академика и крупного слависта Степана Ившича.
    В 1947г. протоиерей Владимир Мошин получил отпуск из Белградской Русской Церкви
    и был причислен к клиру Загребской епархии Сербской Православной Церкви,
    где начал служение в Преображенской церкви. В церкви служил ежевечерне,
    после работы в Архиве Академии Наук.
    Годы работы в Архиве в Загребе были наполнены научным описанием, изучением и
    каталогизацией собрания славянских рукописей — кириллических, глаголических и
    латинских. Кроме того, он занимался подготовкой и воспитанием научных кадров.
    Для этого о.Владимир организовал при Архиве практические курсы по архивистике
    и палеографии. Он наладил при Архиве консервацию и реставрацию ветхих рукописей.
    В центре его внимания была филигранология. О.Владимир завершил описание кириллических
    рукописей собрания Академии Наук Югославии, и это описание стало образцом для
    археографов.
    В центре внимания его исторических работ по-прежнему находились связи Руси — России
    с южными славянами: "Переписка русского самозванца Ивана Тимоки Акундинова с
    Дубровником, год 1648", "К истории взаимоотношений русской и южнославянской письменности",
    "Из истории сношений Римской курии, России и южных славян в середине XVII века",
    "К вопросу о периодизации русско-южнославянских литературных связей в X-XV вв.".
    В своих работах он много внимания уделял проблемам средневековой культуры и
    взаимовлияния культур:
       
    "Всякий раз, обращаясь к нашей средневековой истории — изучая государственное
        устройство, исследуя фрески или грамоты, читая апокрифы, сталкиваешься с
        влиянием Византии на наши народы... Это общее византийское наследство было
        основным сближающим фактором во взаимоотношениях России и южных славян".

    В 1958г. он участвовал в работе IV Международного съезда славистов в Москве.
    На этом съезде проблема межславянских литературных связей была одной из ключевых.
    Прот. Владимир Мошин был одним из основных участников обсуждения.
    Он предостерегал от преувеличения влияния болгарской литературной традиции на Русь,
    будучи противником высказанного акад.Д.С.Лихачевым одностороннего представления
    о Болгарии в XIV в. как об "огромном центре, через который проходило византийское
    влияние на Сербию и Россию, центре, через который византийское влияние получило
    свою славянскую окраску....".

    В пользу своей позиции о.Владимир Мошин приводил аргументы:
         "...Именно для XIII и XIV вв. наиболее характерной чертой в области
          южнославянской письменности является чрезвычайно близкая связь между сербской
          и болгарской культурной жизнью...".

    Кроме того, В.А.Мошин напоминал, что в рассматриваемый период посредническая роль Болгарии
    для связей Сербии с Византией была совершенно не нужна, так как в XIII-XIV вв.
         "Политически и династически сербы были более связаны с Византией, чем болгары.
          Следует говорить о живой культурной связи всех славянских Балкан".

    Прот.В.Мошин приводил убедительные факты культурного взаимодействия сербских
    земель и Руси.
    Знания и опыт В.А.Мошина позволяли ему существенным образом расширить представление
    о процессах, происходивших в средние века на Балканах.
    В 1959г. протоиерей Владимир вышел за штат для научной деятельности.
    Через некоторое время он был вынужден оставить свой пост директора
    Загребского Архива и вернуться в Белград

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ