Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Забайкальская Духовная Миссия архимандрит Должностьначальник Духовной Миссии Год начала1909 Год окончания1916
В 1910 г., после аннексии Кореи Японией, в связи с увеличением притока
в Забайкалье корейских эммигрантов, многие из которых сами проявляли интерес
к Православию, перед архимандритом Ефремом как руководителем Забайкальской
Духовной Миссии возникли новые задачи: он возглавил процесс обращения в
православие корейцев, бежавших в Россию после аннексии их страны Японией,
лично выполнял обязанности миссионера в их среде.
Летом 1911г. он по предварительном оглашении крестил в реке Чите (Читинке)
65 корейцев. Впоследствии в праздничные дни также нередко принимали крещение
по 1020 человек.
Из крещеных корейцев в Чите образовался отдельный приход. При Миссионерской
церкви был особый причет, состоявший из корейца-священника и корейца-псаломщика,
на которых были возложены обязанности быть духовными руководителями православных
корейцев.
Для религиозно-нравственного просвещения корейцев, а также для изучения ими
русского языка в 1911г. архимандрит Ефрем открыл катехизическую школу в Чите
с пансионом, которая была и своеобразным центром корейского землячества.
Школа размещалась на окраине Читы, в Кузнечных рядах.
Для более действенной христианизации корейцев был учрежден журнал
"Православие" на корейском языке, общий надзор за деятельностью которого
производил архимандрит Ефрем, а редактором был кореец Авраам Ефремович Кузнецов.
В 1914г. 30 прихожан-корейцев Читинской Миссионерской церкви обратились
к архимандриту Ефрему с выражением желания пойти на войну добровольцами.
Это было косвенным свидетельством того, насколько серьезно корейцами было
воспринято Православие. Отец Ефрем их благословил и посоветовал обратиться к
военному губернатору. Отслужив молебен, архимандрит Ефрем произнес слово,
в котором сказал: "Корейцы, приняв Православие, идут теперь в ряды русских защитников России и этим доказывают, что они возлюбили ее, вторую родину, за которую готовы положить жизнь".
По его инициативе Читинское миссионерское училище было преобразовано из
начальной школы в низшее образовательное учебное заведение ведомства
православного вероисповедания, где готовили для миссионерской работы
кандидатов в псаломщики и диаконы. В училище среди прочих дисциплин
преподавали бурятский язык и методы миссионерской работы.
На почве православного миссионерства произошло знакомство и сближение архимандрита
Ефрема с известным проповедником протоиереем Иоанном Восторговым, который приезжал
в Забайкалье в должности синодального миссионера. После заседания, которое прошло
под председательством Преосвященного Иоанна, епископа Забайкальского и Нерчинского,
протоиерей Иоанн Восторгов с архимандритом Ефремом выехали из Читы и посетили
Монголию (Ургу) для выяснения условий предполагаемого открытия православной миссии
в Монголии.
Однако из-за начавшейся Первой мировой войны этот проект не был реализован
Архимандрит Ефрем не только руководил всем миссионерским делом в обширной епархии,
но помогал правящему архиерею в епархиальных делах.
С 1913г. архимандрит Ефрем стал редактором неофициального отдела
"Забайкальских Епархиальных Ведомостей". Выступал он и как автор многих статей