Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
1892, 20 сентября родился в г. Шемаха Бакинской
губ. в семье учителя (лютеранина по вероисповеданию).
19131914 учился в университете г. Берлина в Германии.
19141917 студент физико-математического факультета
Московского Императорского Университета.
19171919 учитель в Москве.
1919 сотрудник музея в г. Самаре.
1921 арестован в г. Самаре. Переведен в Москву
освобожден через 5 недель.
19221923 работал физиком в Рентгенологическом
институте в Москве.
19141923 член христианского студенческого кружка
в Москве и в Самаре.
19231924 секретарь инженерной секции союза коммунальников.
19241925 на службе не состоял.
19251927 давал частные уроки немецкого языка
и других предметов.
1926 перешел в Православие.
1927, 4 и 11 декабря рукоположен во диакона
и во иерея епископом Ижевским и Воткинским Виктором
(Островидовым) по рекомендации протоиерея Валентина Свенцицкого. Через
некоторое время был переведен в Москву.
19271930 служил в церкви св. Владимира в
Старосадском пер.
19301932 настоятель церкви свт. Николая Чудотворца
у Соломенной Сторожки.
1931 ушел за штат из-за несогласия с Декларацией митрополита
Сергия (Страгородского); работал зав. группой измерительных приборов
в НИИ птицеводства в Москве, научным сотрудником в других НИИ.
1932, 5 апреля арестован и заключен в Бутырскую
тюрьму в Москве.
1932, 7 июля осужден ОСО при Коллегии ОГПУ СССР.
Обвинение: участие в контрреволюционной организации Истинно
Православная Церковь. Приговор: 3 года ссылки в Западную Сибирь
(условно).
1937, 9 сентября арестован в с. Никольско-Архангельское
(Николо-Архангельское) Московской обл.
1937, 3 ноября осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской
области. Обвинен в контрреволюционной деятельности. Приговорен
к расстрелу.
1937, 5 ноября расстрелян.
Место захоронения: пос. Бутово Ленинского р-на Московской обл.
Бутовский полигон.
Из лютеранской семьи (отец армянин, мать
немка). Учился на физико-математическом факультете Берлинского университета.
После начала первой мировой войны был вынужден завершать образование
в Московском университете. В первой половине 1920-х годов
один из руководителей Христианского студенческого движения в России,
перешел в баптизм. После высылки за границу В. Ф. Марцинковского
возглавлял Российское ХСД. Сблизился с православной молодежью и русским
духовенством. Это обстоятельство, а также неудовлетворенность баптизмом,
как и ранее лютеранством, предопределило его переход в Православие
в 1926 г. Стал духовным сыном старцев о. Георгия (Лаврова) и о. Павла
(Троицкого), был близок с о. Сергием Мечевым, о. Михаилом Шиком
и др. В 1932 году из-за непризнания Декларации митрополита Сергия
ушел за штат, работал научным сотрудником в различных НИИ. Автор ряда
оригинальных научных разработок. Продолжал руководить духовными чадами,
служил в домах наиболее близких духовных детей. Организовал помощь
семьям репрессированного духовенства. Во время третьего ареста
в ходе допросов неоднократно отказывался назвать единомышленников.
На вопрос об отношении к Советской власти ответил: Я по своим
убеждениям заявляю, что Советская власть есть явление временное, как
всякая власть. * ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-63970. * Каледа-Амбарцумова Л. В. Соломенная Сторожка // Московский
журнал. 1992. ь 10. С. 5759. * Каледа Лидия Владимировна (дочь). * Каледа Кирилл Глебович (внук). * Краткое жизнеописание о. Владимира Амбарцумова (18921937)
// Вестник РХД. 1990. ь 160. С. 261. * Любимова К. Ф. и др. Списки клириков и мирян, расстрелянных
и захороненных в районе пос. Бутово. * Старостин Ю. Христианское молодежное движение в России
// Подворье. 1992. Вып. 1. С. 5.