Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
иеромонах Михаил 1920 Месяц2 МестоНижний Новгород, Вознесенская церковь
В 1920г. архиепископ Нижегородский Евдоким (Мещерский) предложил посвятить
вдового протоиерея Михаила Кудрявцева в сан епископа Арзамасского.
В феврале 1920г. протоиерей Михаил Кудрявцев был пострижен в монашество с именем
Михаил, возведен в сан архимандрита архимандрит 1920 Месяц2 МестоНижний Новгород, Вознесенская церковь епископ 1920 Месяц2 МестоНижний Новгород, Вознесенская церковь
В том же феврале месяце 1920г. хиротонисан во викарного епископа Арзамасского.
Благодарные прихожане Вознесенской церкви в знак почтения и уважения к о.Михаилу
преподнесли ему полное монашеское и епископское облачение.
Свою прощальную службу в Вознесенском храме Преосвященный Михаил совершил
22 февраля 1920г.
В благодарность и на память архипастырю преподнесли дарственный адрес и икону
Христа Спасителя
Нижегородская епархия епископ Должностьепископ Арзамасский, викарий Нижегородской епархии Год начала1920 Месяц начала2 Год окончания1922 День окончания19 Месяц окончания6
Согласно официальным документам, Арзамасская епископия включала в себя не только
Арзамасский, но и Княгининский уезд, а также ряд благочиний Ардатовского и
Лукояновского уездов. В связи с этим в некоторых документах Преосвященный Михаил
именуется епископом Арзамасским и Княгининским Нижегородская губ., г.Арзамас, Спасо-Преображенский мужской монастырь епископ Должностьнастоятель Год начала1920 Месяц начала2 Год окончания1922 День окончания19 Месяц окончания6
Епископ Михаил жил в своем кафедральном городе, являлся настоятелем Арзамасского
Спасо-Преображенского мужского монастыря, находившегося в черте города, в котором
и поселился Нижегородская епархия обн. епископ обн. Год начала1922 День начала19 Месяц начала6 Год окончания1923 День окончания30 Месяц окончания7
19 июня 1922г. признал обновленческое ВЦУ "единым, канонически правомочным
органом управления всей церковью".
19 июня 1922г. в Нижнем Новгороде, в храме Дивеевского подворья, состоялось
собрание духовенства, посвященное вопросу "о положении церковных дел в Москве,
из общецерковном значении, о необходимости единого Высшего Церковного Управления
для всей православной церкви, как находящейся в пределах России, так и
за пределами ее".
На собрании было зачитано воззвание от 16 июня 1922г. трех архиереев
митрополита Владимирского Сергия (Страгородского), архиепископов Нижегородского
Евдокима (Мещерского) и Костромского Серафима (Мещерякова), а также викария
Васильсурского Макария (Знаменского), об их отношении к обновленческому ВЦУ.
Заслушана была также резолюция собрания московских благочинных.
После речи архиепископа Евдокима собрание единогласно постановило присоединиться
к резолюции московских благочинных и признать ВЦУ "единым, канонически
правомочным органом управления всею церковью".
На собрании присутствовали и резолюцию подписали: архиепископы Нижегородский
Евдоким и Костромской Серафим, епископы Арзамасский Михаил (Кудрявцев),
Васильсурский Макарий, бывший Печерский Варнава (Беляев), благочинные
Нижегородской епархии [Зв1 (Церковное оживление. 1922. N 1. С.67.)].
Однако позже епископ Михаил занимал неоднозначную позицию в отношении
обновленцев и не пользовался доверием Нижегородского обновленческого
епархиального управления.
Тем не менее весной 1923г. вновь заявил о признании ВЦУ. 30 июля 1923г. принес покаяние Патриарху Тихону.
По свидетельству благочинного 6-го округа Нижегородской епархии священника
с.Шершева Арзамасского уезда Николая Фигурова в письме Патриарху Тихону
от 4 августа 1923г. епископ Михаил "долго крепился... но в 1923 году поколебался и он, признав каноничность ВЦУ, хотя 17/30 июля с.г. снова решил встать в каноническое подчинение Вашему Святейшеству" [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.197. Л.97.)]. Нижегородская епархия епископ Должностьепископ Арзамасский, викарий Нижегородской епархии Год начала1923 День начала30 Месяц начала7 Год окончания1928
Был принят в общение. Активно противостоял обновленческому расколу.
Весной 1924г. Святейшему Патриарху Тихону поступило несколько прошений
священнослужителей и мирян Арзамасского уезда с просьбой о возведении
Преосвященного Михаила в сан архиепископа, с передачей в его управления одного
или двух викариатств, в связи с происками обновленцев.
Так, в одном из прошений, датированном 18 марта 1924г., указывалось: "Ввиду возникших в Арзамасском уезде церковных смут, выразившихся в отобрании у местного епископа делопроизводства и печатей не уполномоченными на то Церковью лицами и в образовании какого-то нового Церковного Управления [речь идет об обновленцах], всенижайше просим Ваше Святейшество в интересах единства Управления в нашем огромном по территории уезде образовать самостоятельную Архиепископскую кафедру, с возведением Преосвященного Михаила в сан архиепископа Арзамасского, из одного или двух викариатств, для сохранения непрерывности канонически поставленных епископов" [Зв1 (Святители земли Нижегородской / под ред. архимандрита Тихона (Затекина) и О.В.Дегтевой)].
Под окормление епископа Михаила в 1920-е гг. переходили отдельные приходы
соседних епископий и благочиний. Сохранились протоколы заседаний и прошения
религиозных общин о присоединении их к Арзамасской епископии [Зв1 (ГА Нижегородской обл. г.Арзамас. Ф.60: "Епископ Арзамасский Михаил Арзамасского уезда Нижегородской губернии". Оп.1. Д.71.)] (http://opentextnn.ru/archives/afnn/arzamas/fondy-dorevoljucionnogo-perioda/fond-60-episkop-arzamasskij-mihail-arzamasskogo-uezda-nizhegorodskoj-gubernii-opis-1-za-19161927-gg/)].