Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Симбирская (Ульяновская) епархия епископ Должностьепископ Ибресинский, викарий Ульяновской епархии Год начала1924 День начала22 Месяц начала12 Год окончания1925 Месяц окончания8
Епископ Герман прибыл 17/30 декабря 1924г. в Чувашию в пос.Ибреси.
Он последовательно посещал все приходы, увещевая священников вернуться в Патриаршую
Церковь. В течение нескольких месяцев большая часть православных Чувашии отошла
от обновленцев.
Епископ Герман посылал многочисленные послания на русском и чувашском языках со словами:
"В Церкви Христовой появился волк в овечьей шкуре, раздирающий стадо Христово..."
Владыка, как придется, где на лошади, где пешком, обошел всю Чувашию, все
церкви, вразумляя падших священников и возвращая их в Православие. По 4050 км.
за день проходил пешком православный епископ из прихода в приход, и в дождь, и
в слякоть, и в пургу по колено в снегу, лишь бы люди не погибли в расколе.
В с.Хормалы (ныне Ибресинского р-на Чувашии) Владыка Герман был избит обновленцами
и еле спасся от смерти. По доносам обновленцев многие православные священники
были арестованы и церкви оставались без священников. Владыка Герман рукополагал
новых, выпускников своей школы.
Владыка был очень деятельным и энергичным: он и историк, и этнограф, биолог и
музыкант. Открывал монастыри, занимался просвещением чувашского народа, переводил
и издавал книги сам. Сохранились в архивах много писем, отчеты, воззвания к
народу, чувашские песни, собранные им на миссионерских курсах.
В своих письмах епископ Герман упоминает, что еще в 1922г. он получил предложение
от обновленцев г.Казани стать епископом Чувашским. Изучив жизнь обновленцев, он
отказался. Пишет, что у них нет благодати, держатся на обмане...
12 апреля 1925г. он подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту
Крутицкому Петру (Полянскому).
Владыка Герман столкнулся в Ибресинском викариатстве с двумя епископами-самозванцами,
Аввакумом и "архиепископом Чебоксарским" Тимофеем (Зайковым), совращавшими народ.
Последний написал донос на епископа Германа в ГПУ, в котором призвал принять решительные
меры против его "контрреволюционной деятельности".
С весны 1925г. епископ Герман находился под следствием с запрещением покидать
Ибреси по обвинению в "распространении провокационных слухов и присвоении прав
религиозных общин". Ему было запрещено принимать какое-либо участие в делах
приходов.
11/24 августа с епископа Германа берется подписка о невыезде с постоянного места
жительства и предлагается выбрать таковое. Он выбирает г.Алатырь, вошедший к тому
времени в Автономную Чувашскую ССР.
14/27 августа 1925г. переезжает в Алатырь.
Алатырь был городом с хорошими православными традициями, известным своей "Алатырской
автокефалией" против обновленцев в период заключения Патриарха Тихона, возглавлявшейся
епископом Иоакимом (Благовидовым), который в это время был в концлагере).
Переездом из Ибреси в Алатырь епископ Герман отчасти решал проблему с преследованиями
со стороны обновленцев