Студенческая жизнь

Исследования

Исследовательская работа в области практического и пастырского богословия является одной из приоритетных задач ПСТБИ. Эта работа ведется в тесном взаимодействии с научными подразделениями ПСТГУ.

Какие из современных форм и способов пастырского служения допустимы и отвечают цели этого служения, а какие, при всей кажущейся внешней продуктивности – нет. Такой вопрос может быть решен только опытным путем. Особенное значение получает научное изучение практических вопросов церковной жизни в контексте диалога Церкви с государством и обществом.

Например, сколько в России необходимо священников? На 1000 человек в России приходится около 5 врачей и больше 5 полицейских, а священников в 25 раз меньше - только 0,2, т.е. двое на 10 000 человек! Как сказал Святейший Патриарх Кирилл:«Заботясь об устроении церковной жизни… мы не можем игнорировать данные статистики»4Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 года)

Научно-исследовательский семинар «Социология религии»

Одним из научных подразделений ПСТГУ, исследующих современную проблематику церковной жизни, является научно-исследовательский семинар «Социология религии» (http://socrel.pstgu.ru/RU/). В рамках его работы были проведены исследования, посвященные организации социальной работы на приходах, восприятию Церкви в публичной сфере, факторам формирования православной городской общины. В 2011 году было проведено исследование «Три московских прихода», в котором представители православного сообщества (на примере членов церковных общин) сравниваются со среднестатистическими россиянами по основным (значимым с точки зрения развития страны) социальным и ценностным показателям (http://socrel.pstgu.ru/RU/grants/3parish).

С точки зрения пастырской подготовки эти исследования имеют принципиальную важность. В конечном итоге, они всегда связаны с ответом на вопрос: каким должен быть современный священник? Что ждут от него люди и что он должен делать? Как священника воспринимают в государстве и в обществе и как ему с ними плодотворно взаимодействовать?

Научный центр истории богословия и богословского образования

Являясь духовным учебным заведением, ПСТГУ нуждается в постоянном осмыслении своей деятельности в контексте современного богословского образования, а также своей роли в его историческом развитии. За это направление деятельности университета отвечает Научный центр истории богословия и богословского образования. Как занятие богословием становится церковным служением? Какую роль богословие играет в жизни пастыря? Почему именно эти, а не другие дисциплины представляют собой ядро богословского образования? Почему сейчас они изучаются и преподаются именно так, а не иначе, и что делать, если это преподавание не соответствует запросам современного человека? На эти вопросы стремятся ответить сотрудники Центра. Областью их особо пристального внимания является русская богословская и духовно-образовательная традиция, изучение которой является первостепенной задачей в процессе становления духовной школы в современной России.

Работа Центра осуществляется в рамках трех основных проектов, каждый из которых в свою очередь подразделяется на более частные темы, лежащие в основе конкретных исследований. Непосредственно связанным с проблематикой подготовки пастырей является проект «Духовное образование» , в рамках которого исследуются История высшего духовного образования в России (XIX – начало XX вв.) и Современное состояние католического богословского образования.

Центр междисциплинарных исследований священства

Проект «Священник перед лицом современности» реализован при поддержке Фонда развития ПСТГУ.

Проект явился основой для программы междисциплинарных исследований, фокусирующихся вокруг осмысления деятельности и статуса священника, и в конечном итоге создающих основу для развития богословия священства. Реализация такой программы требует целой группы ученых, в которую на данный момент входят молодые преподаватели и научные сотрудники ПСТГУ, а также аспиранты и студенты.

Цель проекта состоит в том, чтобы на основании анализа различных дискурсов определить набор существующих подходов к осмыслению служения современного священника в Церкви и обществе.

Задачи. В рамках проекта в ходе регулярных семинаров и написания текстов была предпринята попытка проанализировать подходы к рассмотрению проблем священнического служения у Святых Отцов; Выявить истоки и специфику дискурса о кризисе священства в католическом богословии, особенности подходов к осмыслению данного кризиса; Определить истоки, основные положения и аргументы философской критики института священства в Новое время; Определить основные черты и истоки осмысления своего служения среди современных священников в России; Определить истоки, основные положения и аргументы критики священства в современной отечественной публицистике.

Участники проекта:

Руководитель – Воронцов С. А., к. филос.н., Преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета ПСТГУ.

Исполнители:

  • Иер. Евгений Шилов, преподаватель ПСТГУ.
  • Диак. Алексей Черный, к. богосл., старший преподаватель кафедры Практического богословия БФ ПСТГУ, м.н.с. Центра истории богословия и богословского образования БФ ПСТГУ.
  • Зуева Анна, Исследователь семинара "Социология религии" при богословском факультете ПСТГУ.
  • Тюрина Зинаида, ассистент кафедры романской филологии Института иностранных языков МГПУ.
  • Чтец Кирилл Алексин, аспирант ПСТГУ, заведующий Практическим отделом ПСТБИ.
  • Малинина Наталья, студентка философского факультета ГАУГН.
  • Антонов Николай, студент ПСТГУ.

В рамках проекта проводятся регулярные семинары, на которых обсуждаются и подготавливаются исследования. Кроме того, на семинарах обсуждается методология исследований, в частности: категориальный анализ патристических текстов (на основе «Апологии» свт. Григория Богослова), анализ кризисной риторики в современном католическом богословии священства, анализ дискурса и нарратива применительно к осмыслению священства (в том числе антиклерикального), некоторые методологические идеи М.Фуко, количественный анализ в социологии, качественный анализ «имплицитной теологии». Таким образом, семинары обеспечивают взаимодействие специалистов из различных областей: историков, филологов, социологов, теологов, религиоведов.

Участники исследовательской группы Центра междисциплинарных исследований священства, финансируемого Фондом развития ПСТГУ, в ходе регулярных семинаров и конференции, состоявшейся 29–30 июня 2016 года, подготовили ряд статей и рабочих материалов, публикуемых на данной странице.

Тексты следующих статей будут опубликованы на сайте по мере выхода статей из печати:

  1. Воронцов С. А. (Анти) клерикальный дискурс и алетургия: к постанове проблемы (Принята в журнал «Вопросы философии).
  2. Черный А. И. Понятие «кризиса священства» в католическом богословии XX века (Принята к печати в Вестник ПСТГУ, серия I: Богословие. Философия. Религиоведение).
  3. Алексин К. В. Имплицитная теология духовенства: оценка эвристического потенциала понятия для анализа состояния современной религиозности в России (Принята к печати в Вестник Екатеринбургской Духовной Семинарии).
  4. Антонов Н. К. Категории становления священника в учении свт. Григория Богослова (Принята в журнал «Христианское чтение»).

Следующие тексты были подготовлены в виде обзоров и предлагаются вниманию читателей:

  1. Зуева А. В. Современные исследования священника: обзор основных направлений (pdf)
  2. Воронцов С. А. Образы «кризиса священства» в богословской литературе на испанском языке (pdf)
  3. Тюрина З. С. Католический священник в кризисе: взгляд на проблемы современного священства в Италии (pdf)
  4. Малинина Н. В. Богословие священства Йозефа Ратцингера (pdf)
  5. Шилов Е. В. Основные тенденции критики священства в современной России как результат разрыва между духовенством и народом (pdf)