База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодНачалаСлужения 1939 Дела ogl.10 => ogl.10 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
Служение
    Служение
    Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск), Вознесенская церковь 
    протоиерей 
    Год начала 1933 
    Год окончания 1939 
    Месяц окончания 10 
    Церковь находилась в Загорске по адресу: проспект Красной Армии, 88а.
    Престолы: Вознесения Господня, иконы Божией Матери Всех Скорбящех Радосте,
    Трех Святителей Великих.
    О.Николай в проповедях старался донести слово истины до своих прихожан,
    исповедовал и причащал. К нему приезжали духовные дети из Москвы и др. мест.
    Ревностный служитель Божий, о.Николай тяжело переживал введение в церкви тарифов
    на требы.
    По семейным воспоминаниям, проходя мимо продающих полевые цветы детей, он на
    последние деньги покупал у них букетик и нес домой. На вопрос жены: "Что же нам
    кушать?" отвечал: "Господь нас не оставит, а те дети могут от голода умереть".
    Дочь Вера продолжила обучение, выбрав медицинское поприще. Хотя ежедневные поездки
    в Москву отнимали много сил, но в 1930-е годы она окончила медицинские курсы и
    устроилась работать лаборанткой, чтобы помочь семье.
    Семью о.Николая Беневоленского, племянника преподобного иеросхимонаха Алексия,
    хорошо знали в городе. О.Николай и его семья были близко знакомы с ректором
    Московской Духовной Академии Филаретом, будущим митрополитом Минским и Слуцким.
    В дом о.Николая был вхож будущий митрополит Волоколамский и Юрьевский
    Питирим (Нечаев).
    В 1939г. в Вознесенский храм был назначен почетным настоятелем благочинный
    из Можайска протоиерей Федор Казанский, имевший весьма дурную славу.
    К о.Николаю подошла на исповедь одна женщина и сообщила, что она специально
    приехала из Можайска предупредить, что "этот священник чрезвычайно опасен
    и церковным людям уже принес много зла в Можайске, а об о.Николае они слышали
    только хорошее, и поскольку к нему приезжает много духовных детей из Москвы,
    ему надо быть осторожней". Новый настоятель оказался секретным осведомителем
    НКВД по кличке "Лебедев". Из его доносов на о.Николая:
       
    "Алексеевщина — это особая секта, происходящая от схимонаха Алексия,... известного
        духовника паломников, приезжающих и приезжавших в Троице-Сергиеву Лавру.
        Протоиерей Беневоленский (подробный материал о нем мной представлялся)...
        является по плоти и крови племянником... Алексия... и в полном смысле слова
        не только подражает ему, но типично старается ему уподобиться, его
        олицетворять, действовать в приходе именно в этом направлении, осуществлять
        деятельность Алексия. Весь фанатизм, вся контрреволюция, т.е. такая, какая
        была в свое время в Путинках при Агафоне, теперь находится именно здесь...
        Говоря о Беневоленском, можно сказать даже так, что о нем именно и
        распространились по городу Загорску сведения, что он организатор темных сил.
        Человек с высшим образованием, корчит из себя монаха..."
       "К настоящему времени продолжается и даже увеличивается в городе Загорске
        паломничество. При выяснении оказывается основной причиной этого явления
        укоренившаяся в городе Загорске алексеевщина.
        Алексий — это старец, схимонах, прозорливец, известный духовник всех паломников
        бывшей Троице-Сергиевой Лавры. Алексеевщина заключается в том же
        духовно-нравственном извращенном направлении, которое осуществлялось
        иосифовской группой духовенства — юродивыми и прозорливыми монахами.
        К этой именно группе в настоящее время особенно остро выявляет свою
        принадлежность племянник названного схимонаха Алексия — священник
        Вознесенской церкви г.Загорска о.Николай Беневоленский...
        Беневоленский, очень любит частную исповедь...
        Особенно... во время поста... Особенно заметно, что приезжающие паломники
        с целью исповеди бывают именно у о.Николая Беневоленского...".

    После подобного рода доносов о.Николая в августе 1939г. вызвали в НКВД, и один
    из сотрудников стал расспрашивать его о знакомых, о том, где ему приходится бывать,
    о налогах, которые приходится платить. В конце разговора предложил священнику
    дать подписку, что тот обязуется сообщать в НКВД о тех лицах, которые настроены
    контрреволюционно.
    О.Николай категорически отказался; тот стал уговаривать, но уговоры
    не подействовали; тогда сотрудник НКВД заявил, что "если священник даст подписку,
    то он меньше будет платить налогов, а если не даст — ему придется платить все
    налоги и в конце концов он может оказаться в тюрьме".

    О.Николай по малодушию дал подписку с обязательством сообщать в НКВД обо всех
    контрреволюционно настроенных лицах под данной ему в НКВД кличкой "Схимник".
    Однако память о старце Алексии и молитва дяди не оставили его, и выйдя из здания
    НКВД, он до глубины души осознал всю антихристианскую сущность принятого
    им предложения, совершенно для него невозможного.
    Через неделю о.Николай, собрав все необходимое для жизни в тюрьме, явился в некую
    московскую квартиру, назначенную ему сотрудником НКВД для конспиративных встреч,
    и заявил, что сообщать в НКВД о лицах, контрреволюционно настроенных, противно
    его убеждениям, этого он делать не будет. Отца Николая тогда не арестовали

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ